MED39.ru
МЕНЮ

Как уберечься от врачебной ошибки

2011-09-18

Ошибаться свойственно всем, и врачи не являются исключением из общего правила. Правда, платить за врачебную ошибку приходится очень дорого — собственным здоровьем. Поэтому для нас куда важнее обезопасить себя от врачебных ошибок, чем стать жертвой эскулапа, а потом носиться по судам и писать на него жалобы во все инстанции. Наказать виновника наших неприятностей — это неплохо. Но куда разумнее не иметь вообще никаких неприятностей.

Что такое врачебная ошибка и чем она отличается от преступной халатности

Когда врач безо всякого злого умысла, искренне заблуждаясь, ставит пациенту неправильный диагноз или лечит его не от той болезни, речь идет о врачебной ошибке. Например, ты пожаловалась семейному доктору на тошноту, повышенную температуру и боли в животе, он заподозрил пищевое отравление, вызвал «скорую» и дал тебе направление в инфекционную больницу. А там выяснили, что всему причиной аппендицит, переправили тебя в хирургическое отделение, сделали операцию и через несколько дней выписали. Врач ошибся — он хотел как лучше, но неправильно расценил симптомы болезни. За врачебную ошибку не судят, а распекают на пятиминутке, посылают на курсы повышения квалификации, или временно лишают права работать самостоятельно, или наказывают штрафом.

Преступная халатность — это пренебрежение врача его прямыми обязанностями, в результате чего страдает пациент. Если бы тебя с болями в животе доктор отказался осматривать и отправил домой, а не в больницу, в его действиях была бы преступная халатность — он не выполнил свой врачебный долг, не поставил тебе диагноз и не оказал помощь. Последствия халатности всегда тяжелее, чем ошибки: твой аппендикс мог бы очень сильно воспалиться, и операция прошла бы тяжело, с разными осложнениями. За врачебную халатность доктор несет судебную ответственность.

Чтобы не стать жертвой преступной халатности

Надо выбирать врача по рекомендациям друзей и знакомых, тщательно собирая информацию об его поведении в критических ситуациях. И еще надо обязательно выяснить:

1) верит ли врач жалобам больных или говорит: «Такого при вашей болезни не бывает»;

2) склонен ли вызывать при неясном диагнозе консультантов или настолько самонадеян, что доверяет только себе;

3) охотно ли направляет в больницу или всех до последнего лечит дома;

4) доступен ли контакту после окончания рабочего дня, то есть отвечает ли на телефонные звонки пациентов.

Когда можно заподозрить, что врач ошибся

Если он назначил лечение, а оно не помогает.

При правильном лечении антибиотиками обычных бактериальных инфекций (ангина, бронхит, воспаление легких) температура падает через сутки.

Что делать? Не упала — бей тревогу: или доза антибиотиков мала, или лекарство не то.

- При лечении хронических заболеваний (язвенная болезнь, гастрит, хроническое воспаление желчного пузыря, артериальная гипертония) больному становится лучше с третьего дня, заметный позитивный эффект наблюдается через десять дней. Возможные ухудшения состояния не такие тяжелые, как до обращения к доктору.

Что делать? Нет улучшения — требуй смены препаратов и дополнительного исследования.

- Если тебе или твоим близким поставили очень серьезный или очень редкий диагноз (нашли онкологическое или неврологическое заболевание). Цена ошибки в данном случае очень высока: речь идет об операции и о дальнейшей судьбе пациента, поэтому надо ее всеми мерами исключить.

Что делать? Обратиться ко второму квалифицированному консультанту, не жалея на него ни времени, ни средств. Если его мнение полностью совпало с выводами предыдущего врача — значит диагноз поставлен верно. Отличается — ищи третьего эксперта. Чем быстрее ты все это сделаешь, тем больше сил и нервов сбережешь.

- Если тебе рекомендуют операцию.

Некоторые врачи не признают другого метода лечения, кроме оперативного. Например, у нас есть гинекологи, которые чуть ли не всем пациенткам с миомой рекомендуют удалять матку, или хирурги, направляющие почти всех больных желчнокаменной болезнью на операцию. Некоторые хирурги оперируют очень хорошо, некоторые так себе.

Что делать? Сомневаешься, нужна ли тебе операция, — проконсультируйся еще с одним доктором. Надумала оперироваться — выбери известного хирурга, пользующегося доброй славой.

- Если тебе или твоим близким после однократного визита к доктору поставили диагноз из серии болезней, известной врачам под названием «кладбище симптомов».

Когда врач не знает, что с больным, или ленится как следует подумать над его состоянием, он очень часто выбирает болезни из группы «универсальных диагнозов» — широко распространенные хронические недуги с самыми разнообразными симптомами. К ним относятся:

  • гастрит (воспаление желудка) — на него валят все неясные боли в верхней половине живота
  • спондилез (изменения позвонков) — он «несет ответственность» за любые боли в спине, шее, руках и ногах, а также за непонятную головную боль и головокружение.
  • гиповитаминоз считается виновником слабости и общего недомогания
  • атеросклероз - у пожилых пациентов все жалобы пытаются объяснить атеросклерозоз
  • все от нервов. Настораживает, когда врач говорит: «У вас все от нервов» — скорее всего, он ошибается, недооценивая твое состояние и не доверяя
  • похудеть. Ну и наконец, внушает сомнения фраза: «Вам сначала надо похудеть!» — толстых много, и далеко не все они больны.

Все эти диагнозы хороший врач ставит методом исключения, например если ты жалуешься на головокружения — он полностью тебя обследует, проверит кровь, состояние позвоночника и сосудов головного мозга, направит на консультацию к неврологу и ЛОРу и только потом выставит «универсальный диагноз» спондилеза.

Что делать

Заполучив скоропалительный «универсальный диагноз», надо отправиться в другой медицинский центр, где и пройти все обследования.

Если ошибка уже произошла

Как быть дальше? Первым делом отказаться от намерения немедленно растерзать обидчика и не тратить на месть драгоценное время и не менее драгоценные силы. Ты должна исправить допущенную врачом ошибку, а затем принять меры к тому, чтобы в будущем ничего подобного не приключилось. Не требуй, чтобы врач, допустивший взбесившую тебя оплошность, сам ее и исправил: ты невольно будешь относиться к нему с подозрением. А он из-за чувства вины покажет себя или нерешительным, или упрямым и несговорчивым.

Чтобы другие доктора захотели с тобою сотрудничать, не жалуйся им на коллегу. Они побоятся иметь дело с такой суровой пациенткой, так как сами способны и ошибиться, и что-то пропустить. Отведи душу в разговоре с другими пациентами — народ должен иметь полную информацию о том, кому доверяет свое здоровье.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ:

Что делать, если вы стали жертвой врачебной ошибки?


Россияне нередко становятся жертвами врачебных ошибок. При этом доказать, что вред здоровью был причинен именно непрофессиональными действиями врача, которому пациент доверил свою жизнь, крайне сложно, но можно.

Как вести себя человеку, не желающему стать жертвой врачебной ошибки

1. Записывать все рекомендации врача в тетрадку и точно выполнять, чтобы он не мог сказать: «Ага, я говорил принимать таблетку до еды, а вы глотали ее после, и потому она не подействовала!»

2. Сохранять все данные обследований и все медицинские справки и документы — они пригодятся при визите к другому консультанту.

3. Всегда брать чеки за проведенные манипуляции, чтобы впоследствии можно было подтвердить: «Да, я была у доктора, и мне провели такое-то обследование!»

4. Собрать для себя группу врачей, которым ты доверяешь, из разных областей знаний. Стандартный женский набор: семейный врач, гинеколог, невролог и один врач, который работает в стационаре (если что — быстро к себе положит). Учти: труднее всего найти опытного и внимательного врача широкого профиля — семейного доктора.

5. Даже если все твои врачи дивно хороши и внимательны, время от времени посещай кого-то другого — вдруг он найдет то, к чему привычный глаз постоянного доктора уже присмотрелся.

«Медицина не автосервис, где меняют запчасти!»

Надо помнить о том, что больной орган, как сломанную запчасть у автомобиля, врач вам не поменяет. Процесс лечения — это весьма длительное сотрудничество двоих, доктора и пациента. И пациент может сделать многое, чтобы врач, работая с ним, никогда не ошибался.

1. Перед визитом к доктору надо обдумать то, что вы ему скажете. Ответить потребуется на следующие вопросы: какие у вас жалобы, когда началось недомогание, от чего вам лучше, от чего хуже, какие анализы сдавали — и предъявить результаты обследования. Врача вводят в заблуждение два момента. Первое: очень долгие многословные рассказы, не касающиеся сути болезни — в потоке речи он просто не может уловить главное. Второе: упорное молчание, ибо далеко не обо всем можно догадаться по виду пациента. Удобно составить конспект своего рассказа и вполне прилично зачитать его доктору вслух. Если вы отправляете к врачу стареньких родителей, напишите для них шпаргалку — пожилые люди часто смущаются в кабинете у врача и забывают про основное.

2. После того как врач назначил вам лечение, аккуратно информируйте его о каждом изменении в своем состоянии, чтобы он мог понять, насколько успешно действуют лекарства.

3. Если вам кажется, что ваша болезнь требует консультации иного специалиста, попросите вашего врача вас к нему направить. Заодно ваш доктор пройдет тест на качество: хороший врач с радостью вас на консультацию направит, да еще и порекомендует умелого специалиста. Если он взвился от обиды — может быть, есть резон лечиться далее у другого?

Позаботьтесь о себе перед операцией

Спросите у вашего хирурга, какова смертность после предлагаемого вам вмешательства. Мрачно, зато по делу: разве не этого мы все боимся в первую очередь? Если врач не желает отвечать, значит не уверен в себе. Опытный хирург спокойно расскажет вам про свою статистику: сколько подобных операций в год он делает, часты ли у него осложнения.

В солидной клинике вам предложат прочитать и подписать договор, в котором указано, что за манипуляции вам проводит врач, сколько это стоит, какие осложнения возможны после операции, как надо себя вести до нее, как после. Нет подобного договора — подумайте, надо ли вам оперироваться там, где никто за вас нe отвечает.

Источник:nebolei.ru

Автор: Выпускающий редактор

Комментарии

Смотрите комментарии в полной версии