Пандемия коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19) продолжается, во всем мире зарегистрировано 30 миллионов случаев, около миллиона человек умерли. Клинический спектр инфекции тяжелого острого респираторного синдрома коронавируса (SARS-CoV) варьируется от бессимптомной инфекции до угрожающего жизни смертельного заболевания. По нынешним оценкам, во всем мире «выздоровели» примерно 20 миллионов человек, при этом врачи наблюдают пациентов с постоянными тяжелыми симптомами и даже существенной дисфункцией органов. Поскольку COVID-19 — новое заболевание, многое в клиническом течении болезни остается неопределенным, в частности, возможные долгосрочные последствия для здоровья, если таковые имеютс
В настоящее время нет единого определения подострого (хронического, затянувшегося) COVID-19. Основываясь на исследовании, в ходе которого более 4 миллионов человек в США, Великобритании и Швеции описали свои симптомы после постановки диагноза, подострый COVID-19 определяется как наличие симптомов, длящихся более трех недель с момента их первоначального появления, а хронический COVID-19 — симптомов, длящиеся более 12 недель. Ранее описанный подострый синдром хорошо распознается у пациентов, выздоровевших после тяжелой болезни, которая, как правило, требовала госпитализации и поступления в отделение интенсивной терапии. В итальянском исследовании, в котором оценивалось сохранение симптомов COVID-19 среди 143 пациентов, выписанных из больницы, только 18 пациентов (12,6%) не имели никаких симптомов, связанных с COVID—19, в среднем через 60 дней после первоначального появления симптомов.
Однако подострый синдром COVID-19 наблюдается не только у пациентов, перенесших заболевание в тяжелой форме и прошедших через госпитализацию. В телефонном опросе, проведенном Центрами по контролю и профилактике заболеваний среди случайной выборки из 292 взрослых (≥18 лет), у которых был положительный результат ПЦР на SARS-CoV-2 и которые лечились амбулаторно, 35% из 274 респондентов с симптомами сообщили, что им не удалось вернуть свое обычное состояние здоровья через 2 недели или более после тестирования. Среди последних было 26% лиц в возрасте 18-34 лет (n = 85), 32% среди лиц в возрасте 35-49 лет (n = 96) и 47% в возрасте 50 лет и старше (n = 89).
Формы проявления
Наиболее часто регистрируемыми симптомами после острого COVID-19 являются усталость и одышка. Другие общие симптомы — это боль в суставах и груди. Кроме того, сообщалось о специфической дисфункции органов, в первую очередь сердца, легких и головного мозга. С точки зрения патогенеза эти осложнения могут быть следствием прямой инвазии вируса в ткани, глубокого воспаления и цитокинового шторма, связанного повреждения иммунной системы, гиперкоагуляционного состояния, описанного при тяжелых формах COVID-19, или комбинации этих факторов.
Сердечно-сосудистая система
Повреждение миокарда, определяемое повышенным уровнем тропонина, было описано у пациентов с тяжелым острым COVID-19 наряду с тромболической болезнью. После перенесения инфекции были описаны воспаление миокарда и миокардит, а также нарушения сердечного ритма. В немецком исследовании 100 пациентов, недавно выздоровевших от COVID-19, МРТ сердца (выполненная в среднем через 71 день после постановки диагноза COVID-19) выявила поражение сердца у 78% и продолжающееся воспаление миокарда у 60%. Однако выборка не была случайной и, вероятно, предвзятой по отношению к пациентам с сердечными заболеваниями. Тем не менее, среди 26 спортсменов колледжа с диагнозом COVID-19, подтвержденным ПЦР, ни один из которых не нуждался в госпитализации и большинство из которых не сообщали о симптомах, 12 (46%) имели признаки миокардита или повреждения, предшествующие миокардиту, на МРТ сердца. Однако повышенная частота сердечной недостаточности как основного осложнения COVID-19 вызывает озабоченность со значительными потенциальными последствиями для общей популяции пожилых людей с мультиморбидностью, а также для более молодых ранее здоровых пациентов, включая спортсменов.
Легкие
В исследовании 55 пациентов с COVID-19 через 3 месяца после выписки 35 (64%) имели стойкие симптомы и 39 (71%) имели рентгенологические аномалии, соответствующие легочной дисфункции, такие как интерстициальное утолщение и признаки фиброза. Через три месяца после выписки у 25% пациентов наблюдалось снижение диффузионной способности монооксида углерода. На фоне сердечно-сосудистой сопутствующей патологии, либо возникшей в результате COVID-19, стойкое снижение функции легких может иметь серьезные неблагоприятные сердечно-легочные последствия.
Неврология
SARS-CoV-2 может проникать в мозговую ткань непосредственно (виремия), а также путем прямого вторжения в обонятельный нерв, что приводит к аносмии. На сегодняшний день наиболее распространенными долгосрочными неврологическими симптомами после COVID-19 являются головная боль, головокружение и хемосенсорная дисфункция (например, аносмия и агезия). Инсульт является серьезным, хотя и редким последствием острого COVID-19, а энцефалит, судороги и другие состояния, например, серьезные перепады настроения и «затуманивание мозгов», регистрировались на протяжении 2 — 3 месяцев после начала болезни. Прошлые пандемии, связанные с вирусными патогенами (такими как SARS-CoV-1, MERS и грипп), имели нейропсихиатрические последствия, которые могли сохраняться в течение нескольких месяцев у «выздоровевших» пациентов. Поэтому важен контроль этих последствий, которые могут серьезно угрожать когнитивному здоровью, общему благополучию и повседневному функциональному статусу.
Эмоциональное здоровье и благополучие
Кроме постоянных симптомов и клинических последствий, которые могут длиться долго после первоначального заболевания, степень эмоциональных и поведенческих проблем и общего расстройства пациентов еще предстоит определить. Диагноз COVID-19 и последующая потребность в физическом дистанцировании были связаны с чувством изоляции и одиночества. Стигматизация, связанная с COVID-19, также широко распространена и может привести к чувству безнадежности. Участившиеся сообщения о длительном недомогании и истощении, сходные с синдромом хронической усталости, могут привести к физической слабости и эмоциональным расстройствам. Усугубляясь психологическими последствиями пандемии, испытываемой населением в целом, люди, выздоравливающие после COVID-19, могут подвергаться еще большему риску депрессии, тревоги, посттравматического стрессового расстройства и расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ. Эти комбинированные эффекты потенциально могут привести к глобальному кризису здравоохранения, учитывая огромное количество случаев заболевания COVID-19 во всем мире.
Выводы
Учитывая, что сегодня не существует долгосрочных исследований о большом числе пациентов с различными симптомами (после острой стадии), а также то, что пандемия COVID-19 все еще находится на ранней стадии, вполне возможно, что большее число пациентов будут испытывать долгосрочные последствия болезни. Во многих населенных пунктах, где произошли крупные вспышки заболевания, открываются амбулаторные клиники для людей, перенесших COVID-19, для обозначения этих пациентов был предложен термин «дальнобойщики». Крайне важно, чтобы уход за ними осуществлялся на основе междисциплинарного подхода с продуманной комплексной программой исследований. Необходимо избежать фрагментации системы здравоохранения и обеспечить всестороннее изучение долгосрочных последствий COVID-19 для систем организма и общего состояния здоровья и благополучия пациентов.
Статья опубликована в интернет-версии журнала JAMA 5 октября 2020 года
ИсточникАвтор: Выпускающий редактор
Комментарии
Смотрите комментарии в полной версии