Развитие психики ребенка – это очень сложный, генетически обусловленный процесс, который заключается в последовательном формировании основных психологических функций и реализуется под воздействием внешних явлений. Основные психические функции человека это:
- гнозис, означающий восприятие и идентификацию;
- праксис, проявляющийся в виде конкретных действий, имеющих определенную цель;
- речь;
- вычислительные расчеты;
- написание текстов;
- идентификация написанного;
- мыслительный анализ (умение сравнивать, обобщать и т.п);
- воля;
- память;
- поведение;
- эмоциональные реакции;
- самооценка и др.
Особенности детей с задержкой психического развития
Специалисты в области психологии выделяют следующие нарушения развития психики у детей:
- олигофрения – не полностью развитая психика, без возможности обратимости;
- обратимые в полной мере или в некоторой степени замедления развития психики;
- деменция – повреждения в формировании психики, проявившееся после периода нормального психического развития;
- нарушения, возникшие из-за проблемам со зрением, слухом, соматической патологией;
- детский аутизм в раннем возрасте;
- психопатии – дисгармония в формировании психики.
Задержки в формировании психики у детей и способы их корректировки – это серьезная проблема. Впервые обозначение «задержка развития психики» был введен в конце пятидесятых годов прошлого века. Замедление формирования психики – это созревание психики, идущее с замедлениями по сравнению с установленными нормами. Начало замедления психического развития (ЗПР) приходится на ранний детский возраст, без предыдущего отрезка нормального формирования. В отличие от психических расстройств ЗПР протекает стабильно, без обострений и ремиссий. О задержке в формировании психики можно говорить до того, как ребенок пойдет в школу. Если признаки отставания остаются и в школьном возрасте – уже говорят об олигофрении.
Согласно статистическим данным, как самостоятельное состояние, задержка в формировании психики у детей встречаются не более чем у 2 %, и от 8 до 10 % ЗПР - это одно из проявлений общих заболеваний психики.
Механизмы возникновения заболевания изучены мало. По мнению психиатров, главный механизм – это нарушение в формировании сложных мозговых систем, принадлежащих преимущественно к лобным отделам коры больших полушарий, отвечающих за поведение и деятельность человека. ЗПР делят на две категории: первичная и вторичная. Вторичное замедление проявляется на фоне нормального состояния мозга при сопутствующих хронических соматических заболеваниях, сопровождающихся церебральной недостаточностью, например, порок сердца.
Проявление ЗПР у детей
В раннем возрасте нервная система ребенка еще не зрелая, поэтому у детей с ЗПР могут наблюдаться отклонения в двигательных и общих психических функциях. Говорят об общем замедлении психомоторного развития ребенка с выраженными отставаниями функций психики. У детей после трех лет, вероятно проявление более заметных проявлений в отставании формирования психики: отставание в развитии речи, эмоциональное недоразвитие, неадекватное поведение в обществе, недоразвитие моторных навыков и т.п.
О показателях нормального развития ребенка (рост, вес, психомоторное развитие и т.д.) читайте в разделе Развитие ребенка
Недостаток интеллектуально развития в раннем возрасте маскируется неразвитостью речи. Когда дети с ЗПР идут в школу, интеллектуальная недостаточность становится более заметной и проявляется в бедном запасе сведений об окружающем мире; трудностях счета, письма, пересказа текстов; непонимания смысла преподнесенной учителем информации, незрелости поведения.
Причины ЗПР у детей
Причины ЗПР у детей могут быть разными:
- наследственные синдромы и заболевания;
- хромосомные заболевания (синдром Дауна)
- митохондриальные заболевания;
- поражения центральной нервной системы, возникшие в перинатальном периоде (гипоксия плода, инфекции, алкоголизм матери и др.);
- эпилепсия;
- гидроцефалия;
- преждевременное закрытие черепных швов;
- опухоли (кисты) в головном мозге;
- некоторые заболевания кожи нервного происхождения ( туберозный склероз, нейрофиброматоз )
- врожденные заболевания эндокринной системы (гипотиреоз у детей );
- аутизм;
- соматические болезни (пороки сердца);
- нарушения в работе органов слуха и зрения;
- отсутствие педагогического контроля.
Оценка психического развития детей
Оценка психического развития ребенка включает:
- развитие речи;
- формирование восприятия (понятия о предметах, их объеме и формах, ориентация в пространстве);
- развитие памяти (пересказ увиденного и прочитанного, заучивание стихов);
- формирования мыслительных процессов (понятия об окружающем пространстве – дне и ночи, сезонах, мыслительный анализ, способность сравнивать, обобщать и группировать);
- формирование внимания (концентрация);
- формирование игровых навыков;
- формирование художественных навыков (лепка из пластилина и рисование);
- формирование способностей к самообслуживанию (гигиена, приготовление пищи);
- формирование воли и проявление эмоциональных реакций (эмоциональная уравновешенность, способность к самокритике, регулирование своего поведения);
- развитие коммуникативных навыков (коммуникабельность и адекватные поступки при контакте с другими людьми, заинтересованность поведением взрослых, привлечение внимания старших, реакция на поведение родителей и педагогов);
- формирование самосознания (информация о себе, как о личности – ФИО, место жительства);
- формирование школьных навыков
При ЗПР часто присутствуют другие расстройства эмоционального и поведенческого характера, например:
- расстройства активности и концентрации;
- фобии (страхи);
- нервные тики;
- недержание мочи при отсутствии заболеваний физического характера;
- заикание.
Для анализа психического развития детей применяются специальные тесты, например, денверовский тест, шкала Бейли и другие.
Лечение детей с задержкой психического развития
Лечение детей с задержкой психического развития должно быть комплексным, с привлечением неврологов, специалистов в области психологии и психиатрии, педиатров, логопедов. Коррекция при ЗПР требуется длительная. Используются психолого - педагогические коррекционные методы, заключающиеся в улучшении эмоционального развития и овладевания ребенком коммуникативными навыками.
Если этого оказывается недостаточно, прибегают к медикаментозному лечению. При медикаментозном лечении используют преимущественно препараты, обладающие ноотропным эффектом (noos в переводе с греческого, означает мышление; tropos переводится как направление). По мнению специалистов, ноотропные препараты оказывают стимулирующие действие на развитие центральной нервной системы, способствуют улучшению памяти, увеличивают устойчивость головного мозга к нехватке кислорода и вредным воздействиям внешних факторов, оказывают положительное влияние на способность к запоминанию, восприятию, мышлению, общению, проявлению эмоций и воли.
Для лечения ЗПР применяется целый ряд препаратов:
- витамины группы В и витаминоподобные средства (B1, B6,B12, Нейромультивит, Магне В6).
- производные пирролидона: Биотредин, Энцефабол.
- производные пирролидона, например, пирацетам и др.
- производные и аналоги гамма-аминомасляной кислоты: Фенибут, Аминалон, Пикамилон, Пантогам и др.
- препараты, усиливающие холинергические процессы: Энцефабол, Церебролизин, Глиатилин, Цераксон и др.
- глутаматергические препараты: Глицин, Акатинол Мемантин и др;
- препараты, оказывающие биорегулирующее влияние на клетки мозга: Церебрамин, Церебролизин, Актовегин, Кортексин, Семакс и др.
- цереброваскулярные препараты: Циннаризин, Инстенон, Вазобрал и др.
- общетонизирующие препараты (Лецитин, Когитум и др.);
- гомеопатические препараты: Церебрум композитум H;
Подбор лекарственного препарата осуществляется с учетом состояния ребенка и индивидуальных особенностей его организма. Главным фактором выступает степень возбудимости ЦНС. Если у ребенка повышенная степень возбудимости назначают средства не обладающие возбуждающим действием (Пикамилон, Пантогам, Глицин, Мексидол, Кортексин, Фенибут, Церебрум композитум Н, Фезам, Энцефабол) или назначают ноотропные препараты в комплексе с седативными (Магне В6, Валерианахель, Нервохель, Лецитин). В случае отсутствия эпилептиформной активность назначают ноотропные препараты. Желательно применять монотерапию.
Автор: Выпускающий редактор
Комментарии
Смотрите комментарии в полной версии