MED39.ru
МЕНЮ

«Я выращу президента!!!» или немного о воспитании…

2021-01-11

Когда-то раньше я думала - рожу дочку, дам ей самое лучшее образование - лучше всего МФТИ, станет она доктором физико-математических наук и еще, думала я, она непременно будет ходить на бальные танцы и будет много-много и очень красиво танцевать… Сегодня я понимаю, что моя дочь будет отдельным, автономным человеком, а вовсе не продолжением меня и что моя задача как мамы состоит в том, чтобы - создать условия и дать пространство для развития ребенка… Сегодня, собираясь стать мамой, я как никогда социально активна, много общаюсь, работаю над собой и наполняю свою жизнь смыслами…

Часто родители еще до рождения ребенка выдвигают к нему сверхтребования, относятся к нему со сверхожиданиями — он должен быть очень умен, очень красив, очень образован. Ребенок является для родителей неким продолжением их семьи, их самих в социуме. Ожидания, что ребенок может семью куда-то продвинуть, или опасения, что ребенок может эту семью опозорить — это ожидания семей, где отдельный человек, не есть на самом деле отдельный уникальный человек, а есть представитель чего-то другого, большего. И тогда, к нему обращены добавочные ожидания: предполагается, что он должен быть, не только здоров и счастлив, но, и, допустим, реализоваться в тех областях, где не удалось реализовать себя его родителям. Так, психоаналитики отмечают, что желание женщины родить дочку - это на самом деле желание исправить ошибки своей собственной жизни, желание иметь «переизданную и улучшенную» версию самой себя.

Однако необходимо понять и принять, что реализоваться можно только непосредственно самой, взять какие-то вершины можно только самой, забить свои «голы» можно только самой. А путь ребенка - это именно его путь, а не «наш», даже если иногда мы идем по этому пути, взявшись за руку, и ребенок получает мою поддержку. Все достижения ребенка - это его личные достижения, его «голы», это его «голы»…

Так же, ребенок не может наполнить Вашу жизнь смыслом, в том случае если Вы не видите смысла в своей жизни. «Если Вы не имеете смысла в собственной жизни, то не зачем продолжать что-то бессмысленное» - писал один из классиков гуманистической психотерапии Виктор Франкл. «Жизнь или имеет смысл (тогда она сохраняет его независимо от того, длинна она или коротка, имеет она продолжение или нет), или не имеет смысла (тогда она не получит его, будет ли она длиться долго-долго или продолжаться неограниченно в потомстве). Продолжение жизни имеет смысл только в том случае, если жизнь сама по себе наполнена смыслом. Поэтому возводить материнство в единственный смысл жизни женщины - значит бросать тень не только на жизнь женщины, не имеющей детей, но и на жизнь женщины-матери» — развивает свою мысль Виктор Франкл.

Таким образом, прожить свою собственную жизнь можно только самому, а не в ребенке…

И тогда, основная задача родителей вовсе не в том, чтобы вырастить великого живописца, президента или топ-менеджера, а в том, чтобы создать наилучшие условия и предоставить достаточно пространства для развития, давать поддержку и ставить определенные рамки, обеспечивающие безопасность. Также, важно показать наиболее широкий спектр возможностей, чтобы ребенок мог выбрать свой собственный путь. А путь у каждого из нас свой - у кого-то любить, у кого-то работать, у кого-то строить дома, у кого-то строить отношения. И наши, «родительские» социальные амбиции - это наши амбиции, а путь нашего ребенка - это его путь и именно ему решать, кем ему быть в жизни - разнорабочим на стройке или президентом, домохозяйкой или великим ученым…

 

Автор: Вита Пристромова, практикующий психолог-консультант, преподаватель психологии, г.Калининград

Комментарии

Смотрите комментарии в полной версии