Есть такая детская песенка: «Чего боится мышка? Боится хитрой кошки. Чего боится кошка? Боится злой собаки». Собака боится хозяина, а тот – хозяйки, для которой страшнее мышки зверя нет… Круг замкнулся! Все мы чего-то боимся, но считаем, что это нормально. Однако любой страх, не связанный с реальной опасностью, угрожающей жизни в данную минуту, – самая настоящая фобия, с которой нужно решительно бороться.
Правда жизни в том, что рыцарей без страха и упрека в природе не существует: у каждого из нас свои скелеты в шкафу, при мысли о которых сердце уходит в пятки. Одних пугает высота, других – глубина. Вас ужасают собаки, а ваша соседка шарахается от кошек. Кто-то боится лягушек и пауков, а кто-то – за болеть раком. Нам страшно летать по воздуху, ездить по рельсам, плыть по морю, звонить по телефону, просить о помощи и даже… уточнять у прохожего дорогу в незнакомом городе. В глубинах подсознания сыплющего остротами мускулистого мачо таится боязнь показаться неинтересным, беспомощным и толстым.
Страхи громоздятся вокруг нас, как небоскребы на Манхэттене. Среди них есть маленькие и большие, навязчивые и не очень. Страшнее всего в любой фобии не сам объект, вызывающий ужас, а то, что она мешает жить нормальной счастливой жизнью: работать, любить, общаться. С точки зрения психолога страх (испуг) – это мгновенная реакция на реально существующую опасность. Когда на вас с оглушительным лаем несется бультерьер, можно не сомневаться: чувство, которое вы испытываете, – страх в чистом виде. Если угроза существует лишь в воображении, речь идет о тревоге. Навязчивая тревога называется фобией. Все хорошо в меру. Бояться в меру полезно. На этом спасительном чувстве основан инстинкт самосохранения. В строго определенной дозе страх жизненно необходим всем нам. Он щекочет нервы, будоражит кровь, помогает ощутить полноту бытия и избежать опасностей, угрожающих нашему существованию. Благодаря биологическому сигналу внутренней тревоги вы не перебегаете дорогу на красный свет, не гуляете по карнизам, не едите с ножа, держите дома кошку, а не тигра. Паникуете каждый раз, когда нужно перейти на другую сторону улицы? Боитесь вывалиться из окна и поэтому во обще к нему не подходите? Разделываете отбивную ложкой (вилкой и ножом можно пораниться!)? Страхи бывают очевидные (касающиеся определенных объектов и явлений) и не очень, когда человек боится попасть в неудобное или унизительное положение, показаться смешным, отвергнутым, никчемным. Вторые намного опаснее. Они в большей степени властвуют над нами, программируют поведение, мешают строить отношения с людьми и лишают покоя.
Мастер-класс по бесстрашию. Главное правило: от страха нельзя бежать, закрывая на него глаза. Его надо принять и осознать, а не делать вид, что у вас все нормально, иначе он будет с каждым разом все сильнее заявлять о себе в соответствующей ситуации. Начните работу над собой с поиска причины своего страха. Немногие способны в одиночку справиться с этой задачей: лучше решать ее вместе со специалистом, который найдет корень зла и укажет выход из ситуации. Фобия подобна матрешке: часто под видом одного страха скрывается совершенно другой, а в сердцевине обнаруживается проблема, которую человек пытается замаскировать своими тревогами.
Пример. Пациент Андрей – рослый мужчина атлетического телосложения до дрожи в коленках боялся собак, хотя те ничего плохого ему не сделали. В том-то и странность: обычно такая фобия формируется после, как правило, нанесенных в детстве тяжелых укусов, особенно лица. Если бы у Андрея имелся такой опыт, его проблема была бы мотивирована. На самом деле ее подпитывал страх показаться слабым, беспомощным и несостоятельным в ситуациях, которые не возможно контролировать.
Боязнью утратить контроль над происходящим часто объясняется свойственный многим ужас перед авиапутешествиями. Статистика свидетельствует: риск погибнуть в автокатастрофе или быть сбитым машиной в сотни раз выше! Но из-под колес несущегося на вас самосвала можно выскочить, а в самолете все зависит от пилота. Здесь рулите не вы – людям, привыкшим везде доминировать, это причиняет огромный душевный дискомфорт.
Вспоминается и такой случай. Ольга, взрослая женщина, – и вдруг типично детский страх: боится темноты! С работы вечером без сопровождающих возвращаться не может. Никто ее никогда темной ночью не пугал, не грабил, не пытался изнасиловать. Просто у Ольги были проблемы в семье: боялась остаться одна и так привлекала к себе внимание мужа и сына. Страх – психологическая ширма, с помощью которой человек отгораживается от всего, что ему в себе не нравится, с чем он не желает смириться (слабость, одиночество).
Пациент вытесняет эти качества, а их место занимают социально приемлемые страхи. Те, что он сам себе прощает, и такие, к которым окружающие относятся с пониманием, – например, боязнь столкнуться с собакой. Волкодава любой испугается, а вот объяснить, почему мужчина с рельефными бицепсами и кубиками пресса боится собственного бессилия, намного сложнее!
Бойтесь испугаться. Тревога держит нас в постоянном напряжении, а это вредно для здоровья да и психологически тяжело. В какой то момент мы расслабляемся, теряем бдительность, и вот тут с нами происходит то, чего мы так боялись. Впрочем, состояние затянувшегося стресса, когда вы не позволяете внутренней пружине разжаться хотя бы на минуту, ведет к такому же результату. При длительном напряжении снижается фокус внимания, ухудшается координация движений, изменяется восприятие: вы рискуете попасть в ситуацию, которой старательно избегали (например, угодить под колеса, переходя через дорогу). Страх делает человека уязвимым, превращает из хозяина своей судьбы в жертву обстоятельств.
Исследования американских психологов свидетельствуют: у женщин, уже однажды испытавших насилие, выше шансы подвергнуться повторному нападению. Боясь агрессии, они тем самым провоцируют ее. Да и собаки чаще кусают тех, кто испытывает страх перед их острыми клыками. Животные реагируют на запах страха – гормоны стресса, которые выделяются через кожу у людей, покрывающихся от испуга испариной.
Контролера – в отставку! В основе многих фобий лежит страх потерять контроль над ситуацией. Что бы победить его, нужно осознать пределы своих возможностей. Люди тешат себя иллюзией, что все на свете зависит только от них – нужно лишь просчитать вероятный риск, а затем подстелить соломку, подстраховаться, и ничего страшного не произойдет. Но в жизни бывают непредвиденные об стоятельства. Человек собирается насладиться отдыхом в банановом раю – и попадает под цунами. Пилоты и стюардессы проводят полжизни в воздухе, а для кого-то первый полет становится последним. Садясь в метро, вы рассчитываете через четверть часа оказаться на работе, и вдруг ваш вагон пришпиливает к месту свая, вбитая в землю сумасшедшими строителями. Когда вы поймете, что жить вообще вредно, что новый день несет с собой новые опасности (порезаться, обжечься, сломать ногу, попасть под трамвай, провалиться в канализационный люк…), которых мы избегаем, даже не успевая заметить, и что каждый кирпич, который может свалиться на голову, не проконтролируешь, страх навсегда уйдет из вашей души.
Верующим проще: они в меньшей степени обременены фобиями, поскольку убеждены в незримой защите ангела хранителя и готовы подписаться под словами булгаковского Га-Ноцри, что оборвать волосок может лишь тот, кто его подвесил. Какой смысл подменять собой функции бога: он один дает и отнимает жизнь, подвергает нас испытаниям и избавляет от напастей. Фатализм без фанатизма. Все с ней носятся, окружают вниманием, проявляют беспокойство, берут на себя ответственность за ее душевное и материальное благополучие. Многие пациентки, узнав о корнях своей фобии, перестают ходить на прием, потому что их все устраивает. Они не хотят избавляться от страха, поскольку он облегчает жизнь. Как в анекдоте про дедушку, вообразившего себя курицей. Когда родственников спрашивают, почему они его не лечат, те возмущенно восклицают: «И остаться без свежих яиц к завтраку?»
Страх смерти. В числе вещей, которые мы не в силах изменить, – неизбежность бед, утрат, старости, одиночества и собственного ухода из жизни. С этим ничего нельзя поделать – нужно просто жить дальше, наслаждаясь каждым мгновением, делать то, что для тебя действительно важно, а не тянуть лямку, откладывая мечты и надежды на потом: вот закончу школу, поступлю в институт, выйду замуж, рожу ребенка, дети вырастут... Поверьте, синдром отложенной жизни страшнее смерти! «Некоторые настолько боятся умереть, что так и не начинают жить», – справедливо заметил Ван Дейк. Пастернак говорил о том же: «Мы живем не для того, чтобы готовиться к жизни, а что бы жить». Но дальше всех пошел Аристотель: «Смерти не существует. Пока я жив, ее еще нет, когда она придет, уже не будет меня. Какой смысл бояться того, с чем я никогда не столкнусь?»
Илья Муромец до 33 лет не мог заставить себя встать на ноги, поскольку патологически боялся ходить.
Николай Гоголь страшился быть похороненным заживо.
Владимир Маяковский принимал изощренные меры, чтобы не подхватить какую-нибудь заразу. Никогда не брался за дверные ручки пальцами – просовывал платок или бумажку.
Британская поп-звезда Джамелия признается: «Я до смерти боюсь кошек. Когда вижу, что одна из них идет мне навстречу, перехожу на другую сторону улицы».
Анна Ахматова не могла пересекать дорогу.
Стивен Кинг – король ужасов страшится темноты и привидений.
Психологи согласны с философом. Живите сегодняшним днем, а не завтрашним, который никогда не наступит, и поводов для страха станет намного меньше. Это особенно важно, если в семье есть ребенок. Он воспринимает мамины тревоги как реальную угрозу своей жизни и благополучию. Чтобы вырастить сильную, независимую и самодостаточную личность, родители не должны идти на поводу у своих страхов.
Смелость города берет. Мелкие страхи (звонить по телефону, выступать на публике, просить об одолжении, заговаривать с начальством, высказывать свое мнение в лицо человеку, который пытается вас использовать) вполне можно искоренить самостоятельно.
Попробуйте 100 раз подряд написать в тетрадке «я очень боюсь». Делайте это изо дня в день. Если это задание кажется вам чересчур однообразным, поведайте в письменном виде, чего именно вы боитесь. Пока вы переносите слова на бумагу, подсознание совершает внутреннюю работу: ищет причины страха, анализирует, а затем и искореняет его. Решите для себя раз и навсегда, кто вы – тварь дрожащая или право имеете? Восточная мудрость гласит: «Из всех дорог выбирай ту, которой больше всего страшишься, потому что это путь развития». Самое ценное в жизни – уроки, которые она может преподнести. Идя навстречу страху, вы приобретаете новый опыт и возвышаетесь в собственных глазах. Боитесь отвечать на звонки? Устройтесь оператором на телефонную станцию! Страшно держать речь перед аудиторией? Делайте доклад за докладом! Теряете дар речи при виде грозного шефа? Почаще вызывайте его на диалог! Любая попытка пересилить свою фобию, из влечь ее из недр подсознания и внимательно рассмотреть при свете разума – уже шаг к исцелению.
Есть и такой способ: искоренять мелкий страх большим. Скажем, вас напрягает необходимость публичных выступлений, но прыгать с парашютом вы боитесь намного больше. Так совершите свой эпохальный прыжок! А когда в следующий раз придется излагать мысли при стечении народа, вспомните секунды стремительного падения, когда вас терзала тревога: вдруг купол не раскроется? – и спросите себя: чего тут бояться, на твердой-то земле?
Работа над ошибками. Если не оказать сопротивления мелкому страху, а лелеять и пестовать его, он превратится в навязчивую боязнь – фобию в сформировавшемся виде, которая требует консультации специалиста. В одиночку вам с ней не справиться! Но это не значит, что нужно опустить руки. Анализируйте собственный страх, исследуйте его особенности и учитесь работать с ним.
1-й шаг. Попытайтесь понять, что стоит за фобией: чего вы на самом деле боитесь и какие выгоды это вам приносит. Не обманывайте себя, игнорируя очевидные факты, говорящие не в вашу пользу. Вам ведь нужна не глянцевая версия собственной биографии, а реальный результат.
2-й шаг. У человека, который чего то боится, мысли останавливаются на пороге нежелательной ситуации. Он кричит: «Не дай бог!» – а о том, чего, собственно, бог не должен ему давать, отказывается думать и говорить. Скажем, вы боитесь спускаться в метро. Закройте глаза и представьте, что будет дальше. Допустим, вы все-таки прошли через турникет, встали на эскалатор, оказались на перроне, сели в вагон… Ну и что с вами происходит? Распались на атомы? Попали в плен к инопланетянам? Или все же доехали без приключений куда надо? Проследите в воображении весь маршрут до конечной точки. Если вам удалось благополучно проследовать по нему в уме, значит вы легко проделаете это и в реальной жизни. Помешать такому путешествию может паническая атака – физиологический эквивалент страха. При одной мысли о предстоящей поездке вас начинает тошнить, сердце загнанно бьется, не хватает воздуха, бросает в пот, руки-ноги покрываются мурашками, немеют и отнимаются… Все это симптомы вегетативной бури, которая не опасна для жизни, но заставляет думать, что вы на волосок от смерти. В этом случае не обойтись без помощи психотерапевта или невролога!
Удалось справиться с собой, не поддаться панике? Продолжайте работать со страхом, гоните его из души.
3-й шаг. Ваша задача – ловить себя на страхе каждый раз, когда он возникает: я опять испугалась, а почему это произошло?
4-й шаг. Замечайте время, место и обстоятельства, вызывающие к жизни вашу фобию.
5-й шаг. Постарайтесь зафиксировать момент, когда на телесном уровне входите в состояние страха. Чтобы выявить его, неврологи используют компьютерную систему БОС (биологическая обратная связь с организмом). Но вы-то без всяких приборов знаете, когда начинают дрожать поджилки и перехватывает дыхание. Если в эту минуту начать дышать глубже, можно прервать развивающуюся паническую атаку. Помимо дыхательных техник, широко применяемых для борьбы с фобиями, помогает частое моргание. Оно отвлекает от негативных зрительных образов, которые рисует охваченное паникой воображение.
6-й шаг. Не забывайте каждый раз отмечать отсутствие страха. Едете в метро, и это вас совершенно не пугает. Правда, здорово? Если побежденная было фобия снова принимается терзать вас, не отчаивайтесь! Для ее искоренения нужны позитивный настрой и бережное отношение к себе. Неправда, что жалость унижает: жалеть себя полезно для душевного здоровья! Человек, вырвавшийся из плена страхов, напоминает ребенка, который только начал ходить. Падения тут неизбежны. Вы учитесь жить по-новому, но периодически попадаете в ловушку старых стереотипов. Это нормально. Укоряя себя за возврат к прошлому, вы усиливаете внутреннее напряжение, создавая почву для реанимации, казалось бы, уже преодоленного страха. Убегайте, а не замирайте! Как вы реагируете на опасность? Спасаетесь бегством? Так держать! Люди вашего типа не склонны поддаваться страху. При малейшей угрозе прирастаете к месту соляным столпом? Это очень плохо! Внутренняя энергия, выплескнувшаяся в момент испуга, остается где-то глубоко внутри и словно бы капсулируется, образуя так называемое тело травмы. Напряжение остается в организме и в сходной ситуации дает о себе знать, подпитывая ваши фобии.
Подруга рыщет по экстрасенсам, чтобы снять венец безбрачия? Когда-то ее бросил любимый человек, и с тех пор она подсознательно избегает близких отношений с мужчинами, боится их как огня, но не связывает одно с другим и искренне недоумевает: и почему это до сих пор не замужем? Бывает и так: женщина впадает в панику при виде острых предметов. По какой причине – не знает сама. Вернее, не хочет знать: однажды она чуть не покалечила ребенка ножницами и вытеснила это кошмарное воспоминание из памяти, но оно вылилось в страх перед всем, что колет и режет. В Библии сказано: «Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка». Сон разума действительно рождает чудовищ. Не позволяйте им плодиться в своей душе – вступите в бой с фобией, что бы навсегда освободиться от нее.
Источник: Как страшно жить. Популярная медицина N4 Автор: Инна Чернышева. Комментарии Смотрите комментарии в полной версии