Изучая проблемы полового воспитания, мы говорим о взаимоотношениях мужчины и женщины, о назначении в жизни этих взаимоотношений, об общем здоровье человека. Ведь здоровые мужчины и женщины — это полноценные мужья, жены, отцы, матери.
Подрастая, дети прежде всего видят, как родители общаются между собой. Они по-своему переживают психологическую атмосферу в семье.
Если родители ласковы и уважительны друг к другу, то их дети считают такие отношения естественными. Если ребенок видит, что отец груб и цинично относится к матери, унижает ее, то он будет считать, что так и должно быть. К своим сверстницам мальчик будет относиться также, как и отец к матери. Девочки из таких семей будут считать правильным, когда мальчики дергают их за косы, дразнят, бьют. Детям из неблагополучных семей никакие лекции о том, что брак — это союз, построенный на взаимной любви и уважении, не помогут изменить представление о взаимоотношениях мужчины и женщины. Когда такие дети узнают о физиологической стороне брака, они связывают это с чем-то нехорошим, грубым. В них может утвердиться стремление к насилию. Они и свою личную жизнь могут строить по родительскому сценарию.
Итак, половое воспитание ребенка начинается с наблюдений за отношениями родителей друг с другом и с детьми. Немаловажными при половом воспитании являются правильные ответы на те многочисленные вопросы, которые дети задают родителям. Им все это важно знать, как и многое другое. На подобные вопросы отвечайте естественным тоном и правду (конечно, в соответствии с детским восприятием).
На вопрос, откуда берутся дети, лучше сразу ответить, как есть, чем потом выкручиваться. Иногда ребенку достаточно сказать: «Дети вырастают в животе у мамы, а потом рождаются». Порой такие ответы удовлетворяют малыша, но если они продолжают интересоваться, как они оттуда появляются, то можно ответить: «Приходит время, и ребеночек выходит из специального отверстия, которое находится внизу живота». Иногда ребенок спрашивает: «А как же я попал к тебе в живот?» Можно ответить: «Мне папа дал маленькое семечко, и из него вырос ты. Ведь все живое растет из семени».
На подобных вопросах и ответах старайтесь особо не заострять внимание. Заинтересуйте ребенка чем-либо другим.
О физиологической стороне отношений между полами дети сейчас узнают в школе — это предусмотрено программой. Почти во всех школах есть уголки живой природы. Детям рассказывают о жизни животных, об их размножении. Они и сами наблюдают за морскими свинками, хомячками, кроликами, белыми мышами, знакомятся со спариванием самок и самцов, с рождением детенышей. Иногда соответствующие познания ребенок получает, наблюдая за жизнью домашних животных.
Начиная с 4-го класса, школьники изучают биологию, они более подробно знакомятся со строением человеческого тела и назначением всех органов.
Все, что ребенок услышал в школе, на улице, обсуждайте с ним дома. Старайтесь говорить ребенку о взаимоотношениях мужчины и женщины, о рождении детей как о естественных вещах. С 10-12-летнего возраста у девочек, с 12-14-летнего возраста у мальчиков начинается период полового созревания. Детям необходимо объяснить то, что с ними происходит. Неосведомленные дети могут испугаться своего физиологического состояния. Порой появление менструации девочки связывают с болезнью, иногда боятся, что у них вытечет вся кровь. При появлении ночных поллюций некоторые ребята считают, что они чем-то заболели. Поэтому о периоде полового созревания поговорите с детьми заранее.
Не превращайте беседу на сексуальные темы в одну нудную лекцию. Возвращайтесь к этому разговору, когда возникает подходящая ситуация. Начинайте его с ребенком сами, потому что подросток не всегда заговаривает об этом первым. Ему легче бывает побеседовать на подобную тему с товарищами, что часто носит нездоровый характер. Приучите ребенка с малых лет, чтобы он доверял вам все свои проблемы.
В беседе о взаимоотношениях мужчины и женщины не стоит впадать в крайности и постоянно наводить страх на ребенка: «Смотри, заразишься!», «Забеременеешь!» Мать может настолько запугать дочь беременностью, что та будет испытывать ужас только от присутствия рядом мальчика. В свою очередь и ребята, напуганные родителями, будут сторониться девочек.
Случается, что дети вступают в однополые сексуальные связи из-за боязни контакта с лицами другого пола. Впоследствии они могут стать гомосексуалистами или лесбиянками.
Конечно, подросток должен иметь представление о том, как возникает беременность, об опасности венерических заболеваний при беспорядочных половых связях. Но эти неприятные стороны не должны быть на первом плане. Подросток должен думать о взаимоотношениях полов, как о чем-то здоровом, естественном, прекрасном.
Но неприятности случаются и у мальчиков, и у девочек, даже если их и усиленно предупреждали. В половые связи дети все равно вступают. Вот здесь родителям следует перебороть страх за судьбу своего ребенка и гнев на него и не прибегать к тому, чтобы грубо разорвать эти отношения. Если дети уже начали половую жизнь, они найдут возможность продолжить свою связь. Побеседуйте с ними, научите предохраняться, не гоните их из квартиры. Помогите им разумно отнестись к таким отношениям. Бывают случаи, когда, достигая совершеннолетия, дети вступают в брак. Но, в основном, ранние половые связи не заканчиваются счастливыми брачными узами. Истинное чувство любви и взаимопонимание наступают в более зрелом возрасте.
В настоящее время нередки случаи, когда 13-летняя дочь сообщает матери о своей беременности. Иногда и не сообщает, а прибегает к криминальному аборту. Бывают случаи самоубийства девочек из-за боязни огласки своего состояния. Не допускайте этого! Если уж случилось, так случилось. Помогите дочке справиться с растерянностью. Посоветуйтесь с врачом, что делать дальше: оставлять ли беременность или прибегать к медицинскому аборту.
Прививайте детям здоровое отношение к вопросам пола. Приучайте их уважать себя и других людей. Это поможет подросткам правильно воспринимать новый этап своего развития — период полового созревания.
Автор: Гелыншгия СМИРНОВА, врач, г. Минск.
Комментарии
Смотрите комментарии в полной версии