Ранний детский аутизм – это искажение психического развития ребенка в виде неспособности с самого рождения устанавливать отношения с окружающими людьми и правильно реагировать на внешние ситуации. В поведении ребенка доминируют замкнутость и активное отстранение от внешнего мира.
Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на 10000 населения. Расстройство преобладает у мальчиков. Развитие аутизма может начинаться в возрасте от рождения до 3 лет жизни ребенка. Наиболее отчетливо расстройство проявляется в возрасте от 2 до 5 лет. Заболевание никогда не развивается у здорового ребенка после 5 лет, и если отклонения в поведении обнаруживаются в более зрелом возрасте, то в первую очередь следует думать о шизофрении, а не об аутизме.
Кроме того, некоторые симптомы раннего детского аутизма схожи с проявлениями регрессивного психоза, умственной отсталости, нарушениями речи и врожденной глухоты. Поэтому только опытный специалист может определить, страдает ребенок аутизмом или нет.
Этиология и патогенез раннего детского аутизма неясны. В качестве объяснений выдвигаются "теория эмоциональной холодности родителей", наследственные нарушения и органические поражения ЦНС. Риск развития раннего детского аутизма у второго ребенка после рождения первого с аутизмом достигает 8,7%.
Симптомы раннего детского аутизма
Первым и основным симптом аутистического поведения является избегание контакта с людьми. Ребенок неспособен к установлению аффективного контакта. Это проявляется в отрешенности, неспособности к формированию общения, отсутствии подражания, реакции на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразном характере поведения. Характерно господство влечений, отсутствие единства и внутренней логики в поведении. Эмоциональная реакция на близких ослаблена вплоть до полного отсутствия реагирования.
Вторым основным признаком раннего детского аутизма являются необычные реакции на сенсорные раздражители. Это может быть аномальная чувствительность к слуховым раздражителям: от повышенной пугливости и страха от малейших шорохов до полного отсутствия реакции на звук, в том числе и на обращение. Ребенок может производить впечатление глухого и слепого. Часто обращает на себя внимание взгляд ребенка, обращенный в пустоту, во внутрь себя, с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения.
Также симптомами аутистического поведения являются: нарушение речевого развития, стереотипность в поведении. Моторика, как правило, угловатая, движения неритмичные, "закостенелые" или неточные. Физическое развитие при чистых формах детского аутизма, как правило, нормальное. Интеллект у большинства детей с аутизмом снижен. Около 66—75 % детей, больных аутизмом, имеют коэффициент интеллектуального развития (IQ) меньше 70, т. е. ниже уровня, характерного для пограничной умственной отсталости. Часто детский аутизм сочетается с эпилептическими приступами, глухотой, слепотой.
Постановка диагноза раннего детского аутизма основывается на наличии трех основных качественных нарушений:
- 1) недостаток социального взаимодействия;
- 2) недостаток взаимной коммуникации;
- 3) наличие стереотипных форм поведения.
Указанные особенности поведения проявляются во всех ситуациях, но могут варьировать по степени выраженности.
Лечение детского аутизма.
Медикаментозная терапия назначается по синдромальному принципу, направлена на уменьшение симптомов, ухудшающих социальную адаптацию ребенка ( например, агрессия, импульсивность, гиперактивность). При наличии эпилептических приступов назначают противоэпилептические препараты. По специально разработанным методикам проводят коррекционную работу. Коррекционная работа должна проводиться комплексно группой специалистов различного профиля: психологом, детским психиатром, невропатологом, логопедом, физиотерапевтом, педагогом-воспитателем, музыкальным работником.
При отсутствии лечебно-коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом, в физиологически благоприятные сроки развития более чем в 2/3 случаев наступает глубокая инвалидность.
Автор: Выпускающий редактор
Комментарии
Смотрите комментарии в полной версии