Данная система разработана и апробирована в процессе многолетнего экспериментального изучения и обучения детей раннего возраста с ДЦП. При проведении коррекционно-логопедической работы по нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата с детьми с двигательными нарушениями использовались следующие методы логопедического воздействия:
– дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий),
– точечный, мануальный, зондовый, щеточный массаж,
– пассивная и активная артикуляционная гимнастика,
– искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии).
Дифференцированный логопедический массаж
Логопедический массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц.
Массаж проводится на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия. Но особенно значимо его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет принципиальной возможности выполнить определенные артикуляционные движения.
Дифференцированный логопедический массаж осуществляется логопедом-дефектологом после прохождения специальной подготовки (курсов повышения квалификации). По возможности мать ребенка может обучиться элементарным приемам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики.
Задачи, показания, противопоказания и условия проведения логопедического массажа.
Основные задачи логопедического массажа:
1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях – уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий).
2. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих).
3. Стимуляция проприоцептивных ощущений.
4. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.
5. Уменьшение гиперсаливации.
6. Укрепление глоточного рефлекса.
7. Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).
Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц.
Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.
Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, лица, шеи, а также верхнего плечевого пояса у ребенка с наличием неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре. Логопед определяет состояние тонуса следующих мышц: языка, губ, лица, шеи, верхнего плечевого пояса.
Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюктивит. С большой осторожностью массаж применяется у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плакал, кричал, вырывался из рук, у него «синел» носогубный «треугольник» или отмечался тремор подбородка.
Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении, циклами по 10-15-20 сеансов, каждый день или через день. После перерыва от 1-2 до 5-6 месяцев (при амбулаторном лечении) цикл повторяется. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течении более длительного времени, но реже. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж проводится в течение нескольких лет (с небольшими перерывами). Длительность одной процедуры варьируется в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей. Начальная длительность первых сеансов - от 1-2 минут до 5-6 минут, а конечная – от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в последующей работе в младшем дошкольном возрасте – 15 минут, в старшем дошкольном возрасте – 20 минут.
Если ребенок негативно настроен или испуган, первые сеансы массажа должны быть очень короткими и ограничиваться только массажем кистей и пальцев рук или легким поглаживанием лицевой мускулатуры. Во время массажа используютя различные отвлекающие средства: пение песенки, чтение сказки или стихотворения.
В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж или стимулирующий массаж.
Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.
Применяетсяся в случае повышения мышечного тонуса речевых мышц (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придаются положения, в которых патологические тонические рефлексы проявляются минимально или не проявляются вовсе («рефлекс-запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понижается.
1. "Поза эмбриона" - в положении на спине приподнимать и опускать голову ребенка на грудь, руки и колени сгибать и приводить к животу. В этой позе производить плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бобат).
2. В положении на спине под шею ребенка подкладывать валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.
3. В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии. Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).
Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, добиваются расслабления этих мышц. Положение ребенка на спине, голова несколько свешивается назад:
а) одной рукой поддерживают шею ребенка сзади, другой производят круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;
б) медленными, плавными движениями поворачивают голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивая вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.
Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения - легкие, скользящие, слегка прижимающие, но не растягивающие кожу. Каждое движение повторять 5-8 раз.
Расслабление лицевой мускулатуры:
– поглаживание от середины лба к вискам;
– от бровей к волосистой части головы;
– от линии лба вокруг глаз;
– поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
– от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
– от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
– легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
– надавливающий массаж лица от корней волос вниз.
Расслабление губной мускулатуры:
– поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
– поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
– поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
– поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
– поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
– точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
– легкое постукивание губ пальцами.
При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводится с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществляется большее число массажных движений.
Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.
Стимулирующий массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения - от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений их сила нарастает, они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторять 8-10 раз.
Укрепление лицевой мускулатуры:
– поглаживание лба от середины к вискам;
– поглаживание лба от бровей к волосам;
– поглаживание бровей;
– поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
– поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
– сжимание подбородка ритмичными движениями;
– разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
– перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
– пощипывание щек.
Укрепление губной мускулатуры:
– поглаживание от середины верхней губы к углам;
– от середины нижней губы к углам;
– поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
– пощипывание губ;
– покалывание губ.
Массаж язычной мускулатуры.
При спастичности языка проводится расслабляющий массаж, при гипотонии языка - укрепляющий. При гипотонии приемы массажа более активные и интенсивные, чем при спастичности.
Массаж языка осуществляется различными способами:
1) массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру)
2) мануальный массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);
3) массаж деревянным или металлическим шпателем;
4)зондовый массаж.
Перед началом массажа языка необходимо выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка никогда не проводится после кормления ребенка.
Приемы массажа языка (направление массажных движений):
– поглаживание языка в различных направлениях: от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы); от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы); круговые, спиралевидные движения;
– похлопывание языка (начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы);
– легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд, щетку или шпатель;
– покалывание языка (игольчатым зондом);
– массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком);
– "перетирание" языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле);
– распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная два раза большая часть клизмы - во рту; кончик - снаружи).
Пассивная артикуляционная гимнастика.
Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений.
Пассивная гимнастика языка:
– выведение языка из ротовой полости вперед;
– втягивание языка назад;
– опускание языка вниз (к нижней губе);
– поднимание языка вверх (к верхней губе);
– боковые отведения языка (влево и вправо);
– придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
– приподнимание кончика языка к твердому небу;
– легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.
Пассивная гимнастика губ:
– собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);
– собирание нижней губы (тем же приемом);
– собирание губ в трубочку ("хоботок"), производя движение к средней линии;
– растягивание губ в "улыбку", фиксируя пальцами в углах рта;
– поднимание верхней губы;
– опускание нижней губы;
– смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
– создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).
Для стимулирования большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений используются следующие упражнения:
- выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа);
- удерживание губами различных предметов (пробка, марля).
Искусственная локальная контрастотермия.
Метод искусственной локальной контрастотермии (ИЛК) применяется для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а также при артикуляционной апраксии. Этот метод заключается в контрастном воздействии низкотемпературных (криомассаж) и высокотемпературных агентов (термомассаж). В качестве низкотемпературных агентов выступает ледяная крошка или очень холодная вода, а высокотемпературных - горячая вода или настой трав.
Гипотермию (криомассаж) и гипертермию (тепломассаж) применяют поочередно или избирательно. Есть различные варианты их применения:
– Только гипотермия (криомассаж).
– Только гипертермия (тепломассаж).
– Гипотермия, затем гипертермия.
– Попеременное использование крио- и теплоаппликаций.
Искусственная локальная гипотермия осуществляется следующим образом: ледяную крошку в марле накладывали поочередно на мышцы артикуляционного аппарата (круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру). Логопед удерживает язык марлевой салфеткой (обязательно воздействуя на корень, спинку, кончик, боковые края языка).
Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно составляет от 2 до 7 минут (время экспозиции увеличиваем постепенно). Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия длиться от 5 до 20 секунд. Курс лечения составлял 15-20 сеансов, проводимых ежедневно.
Аналогично проводится гипертермия (тепломассаж артикуляционной мускулатуры).
Развитие дыхания и коррекция его нарушений (дыхательная гимнастика).
Очень важням является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых - увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Во время проведения дыхательной гимнастики можно включить записанную на магнитофон (или напевать) тихую плавную мелодию, или спокойно, ласково рассказывать что-либо ребенку. Гимнастика проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Дыхательные упражнения необходимо проводить в положении на спине - в «рефлекс-запрещающих позициях»:
– В положении на спине путем легкого поглаживания тела и, прежде всего, верхнего плечевого пояса, потряхивания конечностей ребенка достигается некоторое расслабление скелетной мускулатуры. Захватив кисти рук ребенка и слегка потряхивая ими, разводить руки в стороны, поднимать их вверх (вдох), затем опускать вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох).
– В положении на спине в ритме дыхания, осторожно потряхивать ноги ребенка, вытягивать их и разгибать (при этом происходит вдох), а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает и удлиняло выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение проводят при заведении рук ребенка под голову.
– Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и руку ребенка (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращает руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания.
– Ребенок лежит на животе, руки под грудью опираются на твердую поверхность, голова опущена. Логопед поднимает голову и плечи при опоре на руки (вдох), затем опускал их (выдох). Необходимо стремиться к активному включению ребенка в упражнение с помощью игры («Вот наш малыш! Ку-ку, наш малыш спрятался»).
– В положении ребенка лежа или сидя логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушиваясь к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более глубокому и быстрому вдоху и удлиненному выдоху.
Одним из эффективных методов коррекционно-развивающей работы с детьми являются занятия в «мягкой игровой комнате», направленные на формирование двигательной, познавательной и речевой активности у детей раннего возраста. Особенностью «мягкой игровой комнаты» является наличие различных мягких модулей в виде «леса» из круглых колонн, ступенек, «сухого бассейна», заполненного цветными шариками, а также наличие мягкого покрытия пола и стен комнаты, предотвращающих травматизм детей и уменьшающих чувство страха падения, что особенно важно для детей с двигательной патологией.
1. Упражнения в бассейне с шариками (шарики красного, желтого, зеленого, синего цвета). Используются следующие игры:
- «Найди мишку» (развитие познавательной активности). Заранее спрятав игрушку (мишку) в шариках, просят отыскать ее.
- «Поймай бабочку» (развитие хватания). Мы держим в руке веревочку, на конце которой прикреплена бабочка. Ходя вокруг бассейна и поднимая веревочку то выше, то ниже, просят «поймать бабочку» (сначала двумя руками, затем одной рукой).
- «Дай шарик» (развитие зрительного восприятия цвета). 1 этап – сличение цвета. Показывать ребенку шарик и просить «дай такой» или «дай шарик такого же цвета». 2 этап – выбор цвета по слову. «Дай красный шарик». 3 этап (для говорящих детей). Показывая шарик, спрашивать: «Какого цвета этот шарик?»
- «Схвати шарик» (развитие хватания). Держа ребенка над бассейном, просить схватить шарик двумя руками, затем одной рукой (сначала правой, потом левой).
- «Посчитаем шарики» (развитие начальных математических представлений) – на 3-м году жизни. Показывая на шарики в бассейне, говорить: «...посмотри как много здесь шариков. Я возьму один шарик. Покажи, где один шарик? А где много шариков? Возьми один шарик. Сколько ты взял? (один)…».
- «Кто дальше бросит шарик» (развитие отпускания и бросания предмета). Учить отпускать и бросать шарики из бассейна и в бассейн одной и двумя руками.
- Повороты туловища (вращение) в бассейне. «Поплаваем»,«Поползаем»
2. Упражнения на горке с лесенкой и в «трубе» (развитие двигательной активности и равновесия).
- Съехать с горки сидя, лежа на спине, лежа на животе.
- Лазание на четвереньках по наклонной горке вверх и вниз.
- Лазание по лесенке на четвереньках вверх и вниз.
- Ходьба по ступенькам (с помощью взрослого).
- Катание и ловля шарика по горке или трубе от взрослого к ребенку и наоборот.
3. Ползание и лазание.
- Проползти до игрушки в прямом направлении на четвереньках (опираясь на колени и предплечья или ладони).
- Ползая, ребенок старается поймать игрушку на веревочке, которую держит взрослый.
- Доползти до бревна, перелезть через него.
- Заползти в «домик».
- Лазание по кубам («по горам»).
Источник:О.Г. Приходько РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. Монография
Автор: Выпускающий редактор
Комментарии
Смотрите комментарии в полной версии