Учение йогов — одно из самых древних. Есть предположения, что йога и ее последователи существовали около 10 тыс. лет тому назад. Об этом свидетельствуют древнейшие памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды (а точнее, «Ригведа», которая, по мнению ученых, создана более 2,5 тыс. лет до нашей эры). Они представляли собой сборники знаний той эпохи и содержали самые разнообразные сведения: описание обрядов, поэтические гимны, воспевающие красоту природы, свод законов (Дхарма), регламентирующих социальную жизнь общества, и т. п.; в них были предприняты первые попытки постичь тайны окружающего мира и жизни человека.
В Древней Индии жизнь человека условно делилась на несколько этапов: период детства; период обучения; период супружеской жизни и активной социальной деятельности и период отшельничества. Человек появлялся на свет, рос, развивался, занимал определенное общественное положение, а в преклонном возрасте уходил в труднодоступные места, горы, предавался размышлениям о прожитой жизни, делился своим жизненным опытом, мировоззрением с учениками, которые обычно окружали мудрецов, или, как их называют в Индии, риши, гуру, садху, саньяси. Их опыт обобщался в течение тысячелетий, тщательно отрабатывался и испытывался в различных условиях разными людьми. Так появилась йога, путь психофизического самоусовершенствования, позже превратившийся в стройное учение. Именно богатое практическое обоснование привлекло к йоге различные философские школы, которые с ее помощью пытались утвердить собственное превосходство над другими школами.
Тот факт, что учение йоги дошло до наших дней, свидетельствует о его рациональности и целесообразности для современных людей. В Индии йогов можно разделить на две группы: йоги-философы и йоги-практики. У йогов действительно существует своя философия, имеющая дуалистический характер, поскольку содержит идеалистические и материалистические концепции. Мировоззрение йогов представляет интерес не для широкого круга людей, а лишь для специалистов-философов, занимающихся исследованием индийских философских систем. Йоги-практики уделяют внимание в основном одному из аспектов учения йоги, а именно Хатха-йоге. При этом йоги-практики разделяются на непрофессионалов и профессионалов. Непрофессионалы — это люди, занимающиеся йогой для поддержания либо для развития своих способностей, гармонии, т. е. для физического, психического и духовного самоусовершенствования. В Индии для них созданы так называемые Институты йоготерапии и йогокультуры.
Слово «йога» в переводе с санскритского языка означает «союз, соединение, связь, единение, гармония». Но, спрашивается, связь, соединение или гармония чего с чем? И вот тут-то выясняется, что философы-идеалисты понимают под этим единение души человека с неким абсолютным духом, божеством, единение индивидуального сознания с космическим разумом и так далее. А философы-материалисты дают совершенно иное философское толкование термину «йога» (к примеру, статьи болгарского философа Кенчо Динева Кенева, опубликованные в болгарском журнале «Философская мысль», 1969 г., № 1 и 5). Термин этот рассматривается как единение, гармония физического и психического состояния человека, как гармония полного физического здоровья и духовной красоты человека.
Французский врач, научный сотрудник Национального научно-исследовательского центра во Франции Жан-Жорж Хенротт также пишет, что «йога означает единство — не в смысле единение с богом, как часто его ошибочно трактуют, а в смысле внутреннего единства. Йога — это прежде всего совокупность методов, способствующих выработке единой, цельной личности».
Бывший премьер-министр и крупный общественный и политический деятель Индии Джавахарлал Неру в своей книге «Открытие Индии» писал: «...значение теоретических частей йогической системы Патанджали относительно не велико; важен метод. Вера в бога не является неотъемлемой частью этой системы ...».
Итак, йогу следует рассматривать как гармонию трех начал человека: физического, умственноэмоционального (психического) и духовного.
Целью йоги является достижение и поддержание такой гармонии. Эта цель имеет несколько аспектов: Раджа-йога, Бхакти- йога, Карма-йога, Хатха-йога, Джнани-йога, Тантра-йога, Крйя- йога, Лая-йога, Мантра-йога, или Джапа-йога, Прана-йога, Кундалини-йога и т. д.
Раджа-йога — это господство сознания над всеми тремя началами человека. Ее еще называют «высшей, царственной йогой». Она раскрывает все потенциальные способности личности. Для этого используются сложные приемы саморегуляции психики (самовнушение, отвлечение от внешних и внутренних раздражителей, концентрация внимания и др.).
Хатха-йога является подготовительным этапом Раджа-йоги. Термин «Хатха» символический и несет глубокий философский смысл. «Ха» — солнце, «Тха» — луна. Это символ единства противоположных начал. Во Вселенной противоположные начала существуют во всем (тепло — холод, положительное — отрицательное, свет — тьма, электрон — протон, мужчина — женщина и т.д.). Единство и гармония противоположностей создают равновесие. Хатха-йога — это учение о физической гармонии, или гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, гидротерапев-тические процедуры и т. д.) в отличие от психических средств воздействия Раджа-йоги. Хатха-йога ведет к физическому совершенству и благополучию, что имеет важное значение для тела, ума и духа человека. Она учит, как добиться долгой, здоровой и счастливой жизни путем совершенствования здоровья. Здоровье — это всеобщее богатство. Не случайно многие авторитетные йоги считают Хатха-йогу начальным звеном в достижении физического совершенства, так как «в здоровом теле — здоровый дух». Кстати, это изречение встречается в санскритских источниках, которые датируются еще VII—VI вв. до нашей эры.
Бхакти-йога — преданность высшим идеалам, бескорыстная любовь ко всему мирозданию. Через такое самораскрепощение происходит гармония личности.
Карма-йога — активный труд и действие. Любое действие, работа должны совершаться с предельной самоотдачей и вниманием. В этом секрет любого успеха.
Джнани-йога — достижение гармонии через знание, кропотливое изучение и практикование всего, что способствует приобретению мудрости. Мудрость — это гармония знаний.
Тантра-йога — изучение природы взаимодействия противопо-ложностей и достижения гармонии посредством сексуальной жизни, в которой достигается ощущение единства со всей Вселенной с помощью контроля чувств, эмоций, действия и мантр.
Лая-йога — ритмы и вибрации, идущие из Космоса и оказывающие воздействие на биосферу Земли, т. е. космическая йога, способствующая достижению гармонии через познание биоритмов микро- и макромира. Йоги стремятся органически вписаться в окружающую среду. По их мнению (а сейчас с этим согласны и современная медицина, и биология), в основе подавляющего числа заболеваний лежат нарушения биоритмических процессов (биоритмов) на самых различных уровнях — от молекулярного и субклеточного до уровня органов, систем органов и организма! в целом. Лая-йога помогает предупредить и лечить болезни, связанные с нарушением биоритмов (десинхронозы); жить, как говорят йоги, в гармонии со Вселенной, с ее ритмами.
Крия-йога — внутреннее и внешнее очищение, морально-этический аспект йоги. Прежде чем осваивать любую разновидность йоги, необходимо пройти Крия-йогу. Чтобы взрастить добрый урожай, нужно расчистить заброшенную землю, выкорчевать пни. Так и в обучении йоге. Ученик должен избавиться от собственных недостатков, отрицательных черт характера, вредных привычек, невежества, а вместо них воспитать в себе положительные качества, без которых гармония невозможна.
Мантра-, или Джапа-йога — воздействие звуковых вибраций путем пения определенных гласных, слогов, при котором возникают определенные звуковые колебания, положительно воздействующие на организм человека. В дальнейшем даже мысленное их повторение дает такой же эффект.
Прана-йога — воздействие Праны (жизненной энергии) на организм человека.
Кундалини-йога — развитие и использование скрытых сил человека.
Имеются и другие, относительно редко встречающиеся аспекты йоги (Нада-йога, Самадхи-йога и т.д.), которые чаще всего являются производными или синонимами указанных выше аспектов.
Такое разделение йоги в известной мере условно, но имеет большое методическое значение, так как позволяет заниматься йогой всем людям, независимо от пола, возраста, профессии, вероисповедания, национальности, учитывать особенности каждого ученика, его индивидуальность, потребности и наклонности. По сути дела все аспекты йоги взаимно дополняют друг друга. Их элементы используются при освоении любого направления этого учения. Поэтому многие центры йоги в Индии практикуют так называемую Пурна-йогу, т. е. комплексную йогу, или синтез всех аспектов йоги.
В Индии существуют различные школы преподавания йоги, которые имеют незначительные и часто непринципиальные различия. Но наиболее признанным считается направление, принятое в Делийском центре йоги, а также в Институте йоготерапии и йогокультуры в городе Лакхнау — столице самого крупного индийского штата Уттар-Прадеш
Чем же вызван такой интерес к йоге? Прежде всего, ее громадными возможностями в плане поддержания отличного здоровья, профилактики и лечения многих заболеваний. Советы Йогов по вопросам дыхания, питания, работы, отдыха, физической тренировки и гигиены совпадают с последними рекомендациями современной физиологии и медицины. Йога способствует установлению психического равновесия, что в наш век стрессов и психологических перегрузок на фоне гиподинамии имеет огромное значение. Психическое и физическое здоровье дают человеку радость, счастье, обеспечивают высокую работоспособность и долголетие. Это не голословное утверждение. Последователи Хатха Йоги действительно выглядят очень молодо даже в преклонном возрасте, имея при этом отличное здоровье, прекрасную физическую форму и высокую работоспособность.
Автор: Выпускающий редактор
Комментарии
Смотрите комментарии в полной версии