В данной статье обсуждаются способы помощи детям с аутизмом, страдающим от слабости процессов центрального согласования. Задача взрослых — упростить им бесконечную борьбу с непонятным миром, сделать их жизнь проще и подарить себе минуты настоящего взаимопонимания.
Для начала, немного о центральном согласовании. Что это такое? Центральное согласование - это процесс, посредством которого все поступающие в мозг сигналы организовываются и обрабатываются согласованно. Центральное согласование позволяет нам извлекать смысл и проводить связи между наборами разной воспринимаемой информации. В настоящее время, существует гипотеза сути аутизма, получившая название, гипотеза ослабления центрального согласования (Утой Фрит). Дети с аутизмом часто воспринимают образы в виде изолированных частей, не связываясь друг с другом. При этом часто детали преобладают над смыслом в целом. Этим детям трудно быстро одновременно обрабатывать разнородную информацию. Более того, у ребенка существует своя скорость обработки информации, делает он все в своем темпе.
У многих детей скорость обработки информации замедлена, а ответная реакция - с задержкой. Это не вопрос интеллекта, это - вопрос обработки информации. Мы, родители, пытаемся торопить их, но из этого ничего не выходит. Ребенок, еще больше «тормозит», и ситуация только ухудшается. Это происходит из-за того, что его мозг просто не может работать быстрее, чем идет обработка информации. Мы всегда должны помнить об этом и давать ребенку возможность самому устанавливать темп действия, как бы это не было неудобно нам.
Нейротипичный — человек, чей мозг и нервная система работает так, как у большинства людей, и считается «нормальной» с точки зрения общества.
Нейротипичный человек может интегрировать множество информации одновременно и гладко ее переработать. Аутист вынужден справляться с той же информацией последовательно, складывая ее по кусочкам, на сознательном уровне. Он должен продумывать то, что мы понимаем интуитивно. Как мы можем помочь?
1. Разбивайте информацию на части. Не давайте ребенку сразу много указаний. Не давайте одновременно разнородную информацию. Разбейте ее на последовательные простые звенья и задавайте последовательность действий. Ваши словесные инструкции должны быть короткими и четкими.
2. Замедляйте. Давайте время на обработку информации, а иными словами - время на продумывание. Может быть ребенку понадобится 10—30 секунд на то, чтобы понять и отозваться. Позвольте ему учиться в таком темпе, в котором он не перегружаются.
3. Говорите по существу, без преувеличений и метафор. Не увлекайтесь красивыми фразами и не подразумевайте что-либо. Ваш ребенок думают конкретными фактами, без допущений и приближений. Если есть возможность, представьте информацию визуально, так, чтобы ребенок мог ее видеть. Можно использовать жесты, картинки и т.п
Аутистам сложнее понимать чувства и настроения других людей, они хуже понимают такие формы общения, как выражение лица, интонация голоса, мимика и т. п. Поэтому, не ждите, что, например, по вашему выражению лица ребенок поймет, что вы расстроены или недовольны. Скажите ребенку об этом прямо.
4. Предупреждайте и проясняйте. Часто дети-аутисты боятся неопределенности. Многое им кажется хаотичным и непонятным. Ожидая какого-то события, готовьте их заранее, рассказывая, что будет, и чего ожидать. Объясните, что он должен делать и что будут делать другие. Предупреждайте возможные проблемы и объясняйте, как с ними справляться. Во время самого события предупреждайте о возможных новых поворотах развития действий и о переменах. Пытайтесь заранее обдумать возможные затруднения . Это улучшит понимание и понизит тревожность.
5. Убедитесь, что вас поняли. Не считайте, что ребенок все сразу понял. Пусть подтвердит, что понимает. Повторяйте непонятные моменты до тех пор, пока он не подтвердит, что понял.
6. Разбор "полёта". После события вспомните c ребенком, как оно прошло. Обсудите вместе, что прошло хорошо, а что — неправильно, и что можно сделать по-другому в следующий раз.
7. Думайте вслух. Моделируйте свое собственное поведение, определяя и оценивая вслух, так чтобы ребенок мог сам пережить и понять ваши рассуждения. Смотря телевизор или наблюдая людей в реальной жизни, обсуждайте, с какими проблемами они сталкиваются, и обдумывайте, как бы они могли действовать. Читайте детские сказки, в которых ребенок может видеть, как другие обдумывают и оценивают свои возможности. Играйте в игры на решение проблем, типа «А что, если бы…». Чем подробнее ребенок может обдумывать возникающие положения, тем увереннее он будет чувствовать себя в новых ситуациях.
8. Делайте невидимое видимым! В нашем мире большинство вещей невидимы, они подразумеваются. Вокруг полно само собой разумеющихся правил, нам известных и понятных. Для аутичных детей, если что-то не может быть видно, осязаемо или слышимо, остается трудным для понимания. Нам нужно делать невидимое видимым так часто, как это только возможно! Что делать, когда это делать и как делать это — все должно быть конкретным и зримым, пока не превратилось в привычку. Пользуйтесь картинками или письменными расписаниями, списками, указаниями так, чтобы ожидания становились зримыми и постоянными. Когда сомневаетесь — напишите, проиллюстрируйте, продемонстрируйте! Сделайте невидимое видимым!
Зоя Павлова
Автор: Выпускающий редактор
Комментарии
Смотрите комментарии в полной версии