Болезнь в первую очередь вызывается какой-то причиной. Но на фоне разных конституций, она может протекать по-разному. Например, фурункулы - это одно из заболеваний, которое вызывает питта. Все заболевания крови - это тоже расстройство питты. Разлитие желчи, желтуха - это тоже болезнь питты. Большинство болезней вызывается тем, что накапливается избыток той или иной отравленной дошы внутри организма. Когда какая-то доша выходит из равновесия, сильно повышается, то она имеет тенденцию угнетать другие дошы. И именно это угнетение и считается нарушением равновесия. Но все начинается с повышения дош. Например, когда питта очень сильно понижена, то фактически нет процесса пищеварения. Когда питта сведена к нулю, огонь пищеварения подавлен. Обычно огонь пищеварения подавляется не сам по себе, а тем,что либо поднимается капха, либо поднимается вата. И тогда огонь исчезает. То есть основной причиной, вызывающей болезни является возбуждение капхи, а угнетение - это как бы вторичное следствие возбуждения.
Каждая из дош имеет одно уникальное качество и два других у нее повторяются. Есть такие качества как сухой и жирный. Так вот вата - сухая, тогда как питта и капха - жирные. Следующая пара качеств это холодный и горя чий. Вата - холодная, питта - горячая и капха - холодная. То есть одно качество уникальное у одной доши и два качества повторяются. И третья пара - это легкое и тяжелое. Таким образом, вата - легкое, питта - легкое, а капха - тяжелое. Таковы три основные характеристики, которые нужно держать в уме. Сухой или жирный, горячий и холодный, легкий или тяжелый. Еще раз, вата - сухая, холодная и легкая, питта - жирная, горячая и легкая, а капха - жирная, холодная и тяжелая. Соответственно к чему это приводит? Например, сухость дает вате возможность осуществлять свою функцию движения. То есть сухость обеспечивает движение. Таково уникальное качество ваты, сухость, то есть движение, и это в свою очередь приводит к побочному, нежелательному эффекту - неуравновешенности. Движение приводит к неуравновешенности. Теперь другое качество питты. Это уникальное качество. Она горячая. Она контролирует огонь в теле и огонь в уме. Физиологическая функция питты - это преобразования, которые происходят с помощью огня. Огонь является преобразующим элементом в теле. И следовательно в качестве нежелательного побочного эффекта питта приводит к возбудимости и раздражительности, вызванные огнем. Наконец, тяжесть, которая является уникальной характеристикой капхи и обеспечивает стабильность в теле, приводя к побочному эффекту в качестве медлительности. Зевание обеспечивается ватой, точнее сочетанием ваты и капхи.
Помимо трех основных качеств, для ваты характерны следующие качества. Одно из качеств ваты, помимо сухости, это шороховатость, или неравномерность, к которой приводит капха. Еще одно качество ваты - это подвижность. И последнее качество - это раздряженость. Это дополнительное качество. Что это означает для нас? Если, например, у человека очень сухая кожа, то мы знаем, что она становиться неравномерной. Она становится шероховатой и неровной на ощупь. Это свидетельствует о том, что вышла из равновесия вата. Это нарушение ваты. Другой признак нарушения ваты, если в теле появляется избыток газов. Вата - это газы. Если у нас из всех отверстей выходят газы, то это признак того, что нарушена вата. Или, например, другой признак того, что вата вышла из равновесия - это когда человек начинает икать или у него начинается отрыжка. Если у человека после еды начинается отрыжка, это значит, что вата у него вышла из равновесия.
Какие побочные качества присущи питте? Она острая, жидкая, зловонная, у нее запах плоти или запах крови. На самом деле запах крови - это и есть запах питты. На вкус она кислая, острая и подвижная. Гной - это тоже побочный элемент питты, который несет качества питты, остроту и зловонность. Все гнойные процессы в теле -это нарушения питты, то есть они свидетельствуют о том, что вышла из равновесия питта. Например, чирей, или фурункулы, - это результат нарушения питты. Хотя болезнь сопровождается нарушением всех дош, потому что, когда у нас есть чирей, то это значит не только воспаление, но и боль. Боль значит, что вата вышла из равновесия.
И, наконец, побочные качества капхи - это гладкость, мягкость. Капха она также сладкая, обильная, густая и тягучая. Это качества капхи: густая, тягучая, стабильная, сладкая, мягкая и гладкая. То есть капха отвечает за смазку. Капха и вата обычно действуют вместе. Они являют друг другу полный контраст. Вата - подвижная, капха -неподвижная. Но при движении происходит трение, и соответственно это трение должно обеспечиваться смазкой. Следовательно для того, чтобы организм нормально функционировал,необходимо присутствие капхи. Капха противоположна вате, тогда как питта занимает промежуточное положение и уравновешивает две остальные доши. Она держит все доши в равновесии.
Определить, что человек уже наелся, можно по первой же отрыжке. Это значит, что он не должен больше есть. Отрыжка - это признак того, что пища плохо переваривается. Это нарушение говорит о том, что пища, которую мы съели все еще находится в желудке и не переваривается, поэтому оттуда идет воздух. Обычно все болезни начинаются с расстройства ваты, так как она является самым нестабильным элементом. Но потом вата в свою очередь выводит из равновесия питту, а питта - капху. То есть вообще источником большинства болез ней в теле является вата. Если мы рассмотрим болезни, то заметим, что они сопровождаются симптомами нарушения всех дош. Возьмем те же самые фурункулы. Поскольку они болят - значит нарушена вата. Воспалительные процессы обычно вызваны нечистотой крови, и это говорит о том, что вышла из равновесия питта, а поскольку все это сопровождается выделением гноя, то значит вышла из равновесия капха.
На самом деле идеального равновесия этих трех дош в принципе не существует. Есть более или менее приблизительное состояние равновесия, когда человек нормально себя чувствует. Но если у него есть какая-то боль, то значит, вата уже вышла из равновесия. Все болезни сопровождаются болью. Это свидетельствует о том, что все болезни начинаются с нарушения ваты.
Вата - это нервная энергия. Это значит, что мы возбуждаем вату в данном участке тела. Вата пронизывает все клетки и, соответственно, есть и тут.
Есть перечень признаков, по которым можно определить, какая из дош у человека выведена из равновесия.
Для нарушения ваты характерны такие признаки как истощенность или усталость, сухость, сиплый голос, непоследовательность или заметное непостоянство, когда человек не может выполнить свое обещание или еще что-то в этом роде, чрезмерная подвижность. Например, подвижность глаз. Если глаза бегают - значит у человека не в порядке вата. Или он сильно махает руками при ходьбе. Или разговорчивость.
Другой признак - это быстрота действий, когда человек делает все очень быстро. Иногда он при этом очень беспорядочен. Это тоже признак ваты.
Следующий признак ваты - один из самых характерных признаков - это пугливость или недоверчивость. Это свойство ваты. Люди конституции вата обычно очень пугливы. Другая характеристика ваты - человек схватывает все на лету, у него очень быстрый ум, но он так же легко и забывает. В одно ухо входит, в другое - выходит.
Еще признак того, что вата выведена из равновесия, то есть преобладает в организме, в том, что человек не переносит холод. Или ему трудно принимать холодный душ. Дрожь, бессонница, трещины на пятках и руках, хруст в суставах, - все это проявления ваты. Нерегулярность в отношении питания. Иногда такому человеку хочется съесть пол вселенной, а иногда не хочется есть вообще. Он может в один день есть пять раз, в другой - вообще не есть, в третий день есть один раз, и так далее. Он очень жаден и хочет много есть, но при этом быстро насыщается.
Питта. Это, наоборот, непереносимость жары. Также для питты характерны более стабильные привычки в питании. Питта - это вообще более регулярная доша. Для нее характерен постоянный голод и жажда, особенно трудно людям конституции питта - это переносить голод. Вате совершенно все равно: она может сегодня есть, а завтра не есть. Но питте всегда нужно есть в определенное время. Другое проявление питты в теле - это быстрое появление морщин, даже если человек еще молод. Или седые волосы, облысение - это тоже проявления действия питы. Сильное пищеварение, склонность к обжорству, расшатанные суставы и мускулы, также когда человек очень быстро потеет и от него исходит дурной запах. Это все характеристики питты. Пунктуальность - это другая характеристика питы.
Первое и самое характерное качество капхи - это ожирение, то есть капха расположена к полноте и ожирению. Для капхи также свойственна мягкость органов, чистота кожи. Другое качество капхи, или человека конституции капхи, - это любвиобильность. Такой человек любит все на свете. Крепкое телосложение, медлительность, склонность долго спать, мягкость голоса, кудрявые волосы - все это качества капхи.
Каждая из этих трех дош может находиться в трех гунах. В зависимости от того, в какой гуне будет находиться каждая из этих дош, это будет проявляться по-разному. В частности, прежде всего это будет отражаться на качествах человека, на его психологической конституции. Для ваты в саттва-гуне характерна энергичность, гибкость, легкость, приспособляемость к изменениям условий, энтузиазм, жизнерадостность, склонность к переменам, обычно к лучшему и мобильность структуры. Такой человек легко начинает новое дело, он легко вдохновляет других и хочет, чтобы они что-то делали. Это все характеристики ваты в саттва-гуне. Та же самая вата в раджа-гуне превращается в человека очень нерешительного, когда он не знает, что ему делать, как поступить. И еще одно характерное проявление ваты в раджа-гуне - это когда человек не знает, что ему купить. Человек идет в магазин и совершенно теряется. Он долго думает: "Купить, не купить, купить, не купить", - и в результате не покупает ничего. Или бывает он быстро тратит все деньги. Это проявление ваты в раджа-гуне. Также ненадежность, неусидчивость, непоседливость, когда человек мечется все время, не находит себе места - это тоже проявление ваты в раджа-гуне. Еще он склонен поддаваться ложному энтузиазму, но через две минуты энтузиазм проходит и он начинает заниматься чем-то еще. Такой человек постоянно перескакивает с одного занятия на другое. Кроме того, ему свойственна обеспокоенность и излишняя болтливость. Еще одна характеристика ваты в радже-гуне -это поверхностность. Если такой человек что-то делает, то делает очень поверхностно. Он не знает за что ему надо хвататься. Это все проявление страсти на фоне ваты.
И, соответственно, когда тама-гуна выходит на сцену, тогда вата проявляется в виде пугливости. Человек становится очень пугливым, несчастным, подавленным. Если вата в саттва-гуне, то человек очень жизнерадостный, а в тама-гуне наоборот, становится подавленным, грустным и у него появляется склонность к наркотикам. Большинство наркоманов на самом деле - это именно вата в тама-гуне. Также сексуальные извращения - это тоже одно из проявлений ваты в тама-гуне, склонность к самоубийству - тоже признак,что вата в тама-гуне.
Теперь питта. Человек с конституцией питты, или с преобладанием питы, в саттва-гуне обычно очень разумный, у него ясный ум и четкая речь. Когда он говорит, его речь состоит из сплошных афоризмов. Он очень восприимчив, хорошо усваивает то, что ему говорят, очень разборчив и при этом теплый и дружелюбный. Также в нем присутствуют качества лидера. Он ведет за собой людей, мужествен, хороший организатор, очень пунктуален, упорядочен в своей деятельности. У него все лежит на своем месте, порядок на рабочем столе и т.д. Питта в саттва-гуне - это очень редкий тип. Питта в раджа-гуне встречается довольно часто. Такой человек очень волевой, но при этом воля его очень капризная. То есть он всегда хочет настоять на своем, добивается, чтобы его воля была исполнена. Он честолюбив, амбициозен. У него очень большие амбиции, большие претензии, большое честолюбие. Он очень импульсивен, а также склонен диктаторствовать над другими, приказывать другим, угнетать других. Кроме того, он склонен легко выходить из себя, его легко разгневать. Он очень гордый и тщеславный. Все это признаки питты в раджа -гуне.
И, наконец, питта в тама-гуне - это злой, желчный, ехидный человек, который копит в себе желчь и при каждой возможности хочет причинить зло другим. Преступники - типичный пример питты в тама-гуне.
И последняя доша - это капха. Капха в саттва-гуне - очень спокойный, миролюбивый, надежный и очень верный человек. Одним словом, он обладает почти всеми качествами садху. Он сострадательный, снисходительный, преданный, очень милосердный, терпеливый. Однако, когда на человека начинает влиять раджа-гуна, то та же самая капха становится жадной, очень материалистичной и сентиментальной. То есть сентиментальные люди (как вы знаете, толстые люди часто бывают сентиментальными) - это типичное проявление капхи в раджа-гуне. Когда такой человек смотрит телевизор, он плачет, если там какая-нибудь героиня умирает. Еще он любит комфорт и роскошь. Любит жить в хороших условиях и наслаждаться всем этим.
И, наконец, капха в тама-гуне - это тупой, ленивый, медлительный, грубый, несообразительный, толстокожий и склонный к воровству человек.
Мы проходим через этот путь от низших гун к высшим. Допустим, у вас конституция капха. Как правило, в обычной жизни на человека влияют низшие гуны материальной природы. Это значит, что человек будет очень пугливым, нерешительным и очень непостоянным. Он никогда не сможет довести ничего до конца. Но постепенного мере того как он будут заниматься йогой, у него начнут развиваться лучшие качества его же дош, но только в саттва-гуне. И если раньше, например, он был угрюмым, то теперь он начинает проявлять энтузиазм, жизнерадостность и так далее. То есть мы видим, как человек меняется. Все это происходит на определенном фоне, на фоне его склонностей, и потому сначала развиваются те качества, к которым он был склонен.
Каждый человек рождается с определенной конституцией, но по мере его развития, она претерпевает некоторые изменения. Например, детство - это пора, когда действует капха. Поэтому все дети часто болеют, у них постоянный насморк, простудные заболевания. Затем в юности или в зрелом возрасте начинает преобладать питта. Это возраст очень активной деятельности. И в старости начинает проявляться вата,то есть тело человека приближается к смерти. Таким образом,на человека с конституцией питта, в детстве будет сильно влиять капха, в молодости и в зрелом возрасте у него будет очень сильно проявляться питта, а в старости все равно будет преобладать вата. Конституция - это что-то одно, но у нее есть разные проявления. Скажем, дошы они постоянно меняются даже в течении дня. Например, утром преобладает одна доша, днем - другая. Но конституция в принципе остается той же. Это как бы фон, на котором происходят все изменения.
Наше сознание находится под влиянием дош, и мы разыгрываем тут разные сцены, потому что наше сознание так или иначе окрашено, сформировано дошами. Нужно понимать, что доши воздействуют не только на тело, но и на ум. Например, у человека может быть конституция ваты, а ум - конституции пита. Доши пронизывают все - как тонкое, так и грубое тело. И поскольку наше сознание окрашено этими дошами, то мы отождествляем себя с телом и умом, иначе говоря, наше сознание проявляется через тело и ум. Но когда мы возвышаемся над всем этим, то сознание перестает зависеть от дош, а тело продолжает жить как жило. Все тело представляет собой динамический баланс дош. Доши должны постоянно находиться в балансе. И поскольку они обеспечивают функционирование организма, они постоянно действуют. Они постоянно то выходят из равновесия, то опять приходят в равновесие. Это жизнедеятельность. Такова природа нашего тела.
Автор: Выпускающий редактор
Комментарии
Смотрите комментарии в полной версии