- Вступление
- Отличительные особенности Аюверды
- Природа трех дошей
- Что такое "субдоши"
- Пища - наша связь с внешним миром
- Шесть вкусов пищи
- Пища - это наше лекарство
- Прабхава
- Вкус и характер человека
- Как определить свою конституцию тела
- Вата
- Питта
- Капха
- Что такое ама и как избежать ее накопления в организме
- О некоторых правилах питания
- Диначарйа (Режим дня)
- «Семь Дхату»
- Как избавиться от "амы"
"Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств.
Следует желать только лишь здоровой жизни,
то есть самосохранения, ибо назначение человека - задавать вопросы об Абсолютной Истине.
Ничто иное не должно быть целью его деятельности.
"Бхатавата-пурана"
Совершенно сбитая с толку материальная цивилизация движется в неверном направлении, сосредоточив свои усилия на удовлетворении чувств. Но в "Бхагаватам" говорится, что человек не должен жить ради удовлетворения своих чувств. Чувства можно удовлетворять, но лишь в той мере, в какой это необходимо для самосохранения, а не ради их наслаждения. Поскольку тело состоит из чувств, требующих определенного удовлетворения, существуют предписания, которые регулируют удовлетворение чувств. Однако чувства не предназначены для неограниченного наслаждения.
На самом деле причина многих болезней - это карма, но карма бывает разной. Бывает карма очень глубокая, которая дана нам вместе с телом. Это называется прарабха-кармой, или кармой, которая уже приносит плоды. В прошлой жизни мы делали что-то, в соответствии с чем мы получили это тело, и в этом теле уже находятся бомбы замедленного действия, которые в определенный момент взорвутся и приведут к очень тяжелым болезням. Но большая часть болезней или недомоганий, с которыми мы сталкиваемся, имеют совершенно элементарное происхождение (как и все остальные страдания в материальном мире). Источником их является невежество. Мы просто делаем какие-то глупости, делаем то, чего мы не должны делать. Мы живем неправильно только потому, что мы не знаем, как нужно поступать правильно (даже не потому, что нам хочется жить неправильно), и в результате мы страдаем. Поэтому знание некоторых элементарных вещей может избавить нас от очень многих страданий, потому что, на самом деле, эти страдания никому не нужны. Это не то что они предоопределенны высшей волей - Богом, который хочет, чтобы мы страдали. По сути дела, это просто элементарное невежество.
"Аюр-веда" учит человека контролировать не только грубое физическое состояние, но и психологическое. "Аюр-веда" разбирает в совокупности комплекс тело-ум. Она говорит, что умственное, психологическое, состояние человека зависит от состояния тела. Поэтому "Аюр-веда" дает возможность контролировать психологическое состояние, настрой человека, дает человеку возможность идеальным образом привести в гармонию свое умственное состояние. Помню, был один знаменитый врач, который говорил, что большая часть поэтов - просто больные люди и, если бы их привели к нему, то он бы их вылечил, и они перестали быть поэтами. Например, он читал стихи какого-нибудь поэта, который говорил о своей меланхолии, и сразу же ставил диагноз: "У него была просто больная печень. Если ему подлечить печень, то он бы не писал о свой меланхолии". То же касается и нашего психологического состояния. Иногда нас охватывает меланхолия, а иногда - гнев, но если бы мы научились управлять своим внутреним состоянием с помощью "Аюр-веды", нам было бы гораздо легче все это контролировать. Или, например, вожделение - это тоже одно из проявлений, которое относится к телу. "Аюр-веда" также дает нам возможность лучше справиться с этим, описывая механизм этого процесса и физические составляющие тела. "Аюр-веда" находится в полной гармонии с практикой йоги.
Один из афоризмов "Аюр-веды" (это афоризм из "Чарака - самхиты") гласит: тело является храмом болезней. "Аюр-веда" представляет классификацию болезней, в соответствии с которой существует около трехсот болезней. Поэтому говорится, что в храме нашего тела есть триста божеств. "Аюр-веда" утверждает, что у болезней есть три причины: это беспокойство, переедание и нечистоплотность. Далее, "Аюр-веда" - это часть ведической литературы, и как часть Вед, она не имеет ни начала, ни конца. Нельзя сказать, что "Аюр-веда" возникла в какой-то момент исторического развития и в какой-то момент ей придет конец. Айур-веда" - вечная наука, это знание, которое было дано нам Богом.
Нельзя считать, что "Аюр-веда" ограничена только одной Индией, что если у меня нет доступа к индийским лекарствам, индийским травам, то я не смогу практиковать "Аюр-веду". "Аюр-веда" дает определенные принципы, и, опираясь на эти принципы, мы можем понять и творчески приспособить эти принципы к нашей жизни. Скажем, мы можем использовать европейские травы, или травы, которые тут растут, основываясь на тех же принципах "Аюр-веды", и использовать эти травы ничуть не менее эффективно.