MED39.ru
МЕНЮ

Вирья и випак в Аюрведе

2021-01-11

Вирья - это качества, которые характеризуют пищу. Слово вирья в буквальном смысле означает "энергия". Каждая пища несет в себе помимо вкуса еще и энергию. То есть грубо говоря, это значит, что для того, чтобы переварить пищу нам нужна дополнительная энергия. Мы должны будем привлечь какие-то дополнительные ресурсы нашего тела. Вирья бывает либо холодная, либо горячая. Пища, которая требует дополнительного притока энергии, которую трудно переваривать, требует холодной вирьи. И наоборот, пища, которая сама стимулирует пищеварение и сама облегчает его, обладает горячей вирьей. Естественно, вирья непосредственно связана со вкусом. То есть если вкус, преобладающий в данной пище горячий, то вирья тоже будет горячей. В целом можно сказать, что горячей вирьей обладают такие вкусы, как острый, соленый и кислый, а холодной: сладкий, горький и вяжущий.

Когда говорится о вирье, это указывает на специфическое влияние данной пищи или данного лекарства на питту, потому что вирья оперирует двумя характеристиками, свойственными питте. Питта, как мы знаем, единственная доша, которая обладает горячими качествами. И поскольку вирья оперирует горячими и холодными качествами, это значит что данная пища будет либо подавлять питту, либо возбуждать.

Также вирья обладает сушащим и увлажняющем эффектом, то есть какая-то пища высушивает, а какая-то увлажняет. Соответственно высушивает пища с острым и с вяжущим вкусами, а увлажняет - со сладким, соленым и кислым.

Третья категория, по которой определяется воздействие пищи - это випак, или послевкус. Иначе говоря, вкус - это тот эффект, который вызывает пища до переваривания. Вирья - это эффект, который оказывает пища в процессе переваривания, то есть в тот момент, когда начинает действовать питта, когда пища попадает в желудок. И випак - это эффект, который оказывает пища после переваривания. То есть пища оказывает эффект на трех стадиях переваривания: в начале переваривания, в середине и в конце. Первая стадия переваривания, начинается во рту и продолжается в желудке. Первое, что происходит с пищей, она увлажняется, и при этом преобладает сладкий вкус. Вторая стадия переваривания пищи происходит в желудке и в тонком кишечнике. Основной процесс, который при этом происходит -это разогревание, и в момент разогревания преобладает кислый вкус. То есть на начальных этапах переваривания пищи действует капха, в середине питта. Вторая стадия переваривания происходит в желудке и в толстом кишечнике, где происходит разогревание и высыхание пищи. Какой вкус при этом преобладает? Кислый. То есть на начальных этапах переваривания действует капха, на среднем питта, и, наконец, третья стадия переваривания происходит в толстом кишечнике и при этом разогретая и размягченная пища высыхает. В этот момент преобладает острый вкус и, соответственно, действует вата.

На третьем этапе, когда пища оказывает послевкус, начинает действовать випак. У каждого вкуса есть своя вирья и свой випак. Например, у сладкого вкуса холодная вирья и сладкий випак, то есть сладкий вкус перевариваясь порождает сладкий вкус. Кислый вкус имеет горячую вирью и кислый випак. После переваривания у него тоже кислый эффект. У соленого вкуса горячая вирья и сладкий випак. То есть соль, перевариваясь, оставляет сладкий эффект. Острый, горький и вяжущий вкусы имеют одинаковый випак - острый. Вирья у острого вкуса горячая, а у горького и вяжущего-холодная. На самом деле та удовлетворенность, которую мы испытываем от принятия пищи, исходит от випака. Тут опять же можно привести пример с ботвой редиски. Ботва редиски преимущественно горькая и вяжущая. У горького и вяжущего вкуса будет острый випак. И таким образом эффект, который будет оказывать этот випак на сознание человека - это злость. Поэтому у того, кто питается одной ботвой редиски, будет отсутствовать сладкий випак. Иначе говоря, он не будет испытывать удовлетворения от переваривания этих вкусов, и потому у человека естественно будет проявляться злость. Он будет ходить и всем проповедовать, что каждый должен есть ботву редиске. По крайней мере он должен есть ее с солью. Если он хотя бы посолит эту ботву, и то будет лучше. В действительности мы чувствуем, что если мы просто едим ботву редиски, ей невозможно насытиться. Мы можем есть ее сколько угодно, но насыщения не будет. Однако если мы просто посолим ее, то это окажет гораздо больший эффект насыщения. По крайней мере у человека будет удовлетворение от соленой пищи.

Например, листья одуванчика на самом деле горькие. Как правило, они горькие и потому приводят к горькому эффекту. Вот почему сахар и соль являются такими важными пищевыми добавками, просто их послевкус, или випак, приводит к удовлетворению. На самом деле, если человек целиком ограничит себя в сахаре и соли, то у него появиться раздражительность. То есть у него не будет удовлетворенности, которая приходит от этих трех вкусов.

Випак воздействует на больших промежутках времени, чем допустим, раса. Раса может быстро вывести из равновесия вату, питту или капху, а випак (это если мы систематически употребляем в пищу избыток какого-то одного випака), скажется через довольно длительное время. Особенно это относится к лекарствам. Поэтому говорится, что одни и те же лекарства, даже если они очень хорошие нельзя употреблять в течение долгого времени. Так или иначе эффект будет отрицательный, потому что в конце концов випак сильно возбудит какую-нибудь дошу.

 

Автор: Выпускающий редактор

Комментарии

Смотрите комментарии в полной версии