Теперь можно рассказать о прабхаве, потому что прабхава - это те уникальные качества пищи, которые не укладываются в вышеописанную систему. Это общая характеристика пищи или общая характеристика каждого лекарства.
У каждого лекарства есть свои уникальные качества, которые никак не находят своего отражения в этой системе. Например, есть лекарства, которые будут иметь слабительный эффект, но мы не можем вывести это из вкуса, вирьи или випака данного лекарства. Просто у него такой эффект. Это и есть прабхава данного качества, продукта или лекарства. И именно ее приводят при описании лекарства.
Когда говорится об аюрведических лекарствах, то указывается на какой орган они действуют и их прабхава, то есть какие болезни данное лекарство лечит. В основном прабхава относится к лекарствам, хотя иногда у некоторых видов пищи также есть определенная прабхава. Рассмотрим несколько примеров.
Шрила Прабхупада говорил, что для здоровья Бог дал нам две вещи - это лимон и имбирь. Он говорил, что эти две вещи, практически, не имеют никаких отрицательных эффектов, но на самом деле в избытке любой вкус может иметь отрицательный эффект. В "Аюр-веде" есть целые книги, прославляющие целебные свойства лимона. Там перечисляются болезни и различные лекарства из лимонов и как их использовать. Уникальность этих лекарств в том, что у лимонов сочетаются кислая и горькая расы, но випак у них при этом холодный, поскольку преобладает горький вкус. У кислого вкуса вирья горячая, а у горького - холодная. Но в целом у лимонов холодная вирья и сладкий випак. Таково уникальное качество, прабхава, лимонов. Хотя обычно у горького вкуса острый вапак, а у кислого кислый, тем не менее у лимонов випак сладкий, поэтому лимоны дают удовлетворение. Уникальность лимонов состоит в том, что они не выводят из равновесия никакие доши, оказывая при этом на все доши хороший успокаивающий эффект. Благодаря своему горькому вкусу лимоны взбадривают и тонизируют тело, а также успокаивают капху, а благодаря кислому вкусу, они улучшают пищеварение, возбуждают аппетит и подавляют вату. Благодаря своим холодным качествам, они успокаивают питту и оказывают успокаивающий эффект даже несмотря на то, что они кислые. В принципе, эту кислоту можно употреблять при болезнях питты, потому что она не возбуждает питту. И благодаря сладкому випаку, они приносят удовлетворение и помогают питательности тканей. Также грейпфруты очень полезные для очищения тела, потому что они горькие. Грейпфрут сочетает в себе кислый, сладкий и горький вкусы. Очень полезная вещь. Такие фрукты очень полезны для ваты, менее для питты и капхи. Хотя и для капхи это тоже хорошо.
Еще одно очень хорошее средство - аир горький, который прописывают всем без исключения. Итак, по вкусу он острый, горький и вяжущий. По вирье, эффекту энергии, он согревающий, то есть способствует пищеварению. И по послевкусу, випаку-острый. Поэтому он очень полезен для людей с конституцией вата и капха, но тем, у кого конституция питта нужно быть с ним осторожными. Специфические качества (прабхава) аира в том, что он оказывает стимулирующее воздействие, омолаживает и положительно влияет на нервную систему. Хотя его основная прабхава в том, что он восстанавливает голос, дает человеку способность хорошо говорить, то есть развивает красноречие. Поэтому его прописывают при простудах, кашле, астме, артрите, эпилепсии, потере памяти, глухоте, истерии и невролгии.
Теперь рассмотрим качества имбиря. По вкусу он острый и сладкий. По энергии-согревающий, и по послевкусу, сладкий. Лучше всего он подходит людям конституции вата и капха, а людям с конституцией питта нужно употреблять его более осмотрительно. Его преимущество в том, что он воздействует на все ткани организма. Мы еще не описывали аюрведическую систему тканей. Говорится, что каждое лекарство имеет определенные цели в организме и предназначено для оказания влияния на определенные ткани. Однако есть некоторые уникальные вещества, которые доходят до всех тканей. Поэтому в "Аюр-веде", когда прописывается лекарство, вместе с лекарством прописывается и носитель. Носитель - это то самое вещество, которое имеет адресат и приводит данное лекарство к нужной ткани, усиливая тем самым воздействие лекарства на конкретную ткань при конкретной болезни. Чаще всего эти носители бывают общего назначения, то есть они должны довести действие лекарства до всех тканей. В "Аюр-веде" в качестве такого носителя используется имбирь. Говорится, что мы должны принимать то или иное лекарство и при этом заедать его имбирем и имбирь донесет это лекарство до всех тканей. Другими такими носителями являются ги, молоко и мед, но чаще мед и ги. Прежде всего, имбирь стимулирует и облегчает переваривание пищи, а также хорошо воздействует на дыхательные пути при респираторных заболеваниях. Также он облегчает работу кишечника, обладает обезболивающими свойствами.
Господа, невежество - грех. Прежде чем демонстрировать чудовищную дремучесть и отвергать 5000-летние ценнейшие знания, потрудитесь хоть немного с ними ознакомиться и попробовать на себе. Уверяю вас, под старость лет, измученные болезнями и химией, вы обратитесь-таки к восточной медицине, но как бы не было поздно...