MED39.ru
МЕНЮ

Лечение детей с СДВГ

2019-10-01

Взгляд на медикаментозное лечение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) очень противоречивый. Все дети очень разные и практика показала, что одним действительно нужны лекарства, другим - постоянные тренинги, а третьим достаточно побольше внимания, витаминов и ласки. В медикаментозной терапии используют:

  • Психостимуляторы.
  • Трициклические антидепрессанты (ТЦА). Хотя лечение СДВГ не входит в показания для применения ТЦА, эти препараты часто назначались для лечения пациентов с СДВГ, у которых лечение психостимуляторами было неэффективно.
  • Альфа-адреномиметики (клонидин) и др.

Назначение этих препаратов ребенку требует углубленного изучения его состояния со стороны специалистов. Поскольку все эти препараты имеют много побочных явлений. К примеру, в Америке избыточное назначение психостимуляторов без точного диагностирования заболевания, привело в ряде случаев к повышению тревожности у детей, развитию склонности к суициду. Поэтому с 2003 года использование этой группы препаратов в США ограничено.

Кроме того, многолетние исследования показали, что дети с СДВГ, проходившие в течение нескольких лет курсы психостимуляторов, не отличались по успеваемости и социальной адаптации от больных детей, не получавших никакой терапии. И это несмотря на то, что непосредственно в ходе лечения наблюдалась отчетливая положительная динамика. Кратковременность действия объясняется парадоксальностью эффекта психостимуляторов, когда непосредственно в ходе лечения происходит снижение гиперактивности и импульсивности. Патологические симптомы уже не мешают развитию ребенка, но имеющееся отставание в развитии лекарства не исправляют. Поэтому при прекращении лечения уровень ребенка остается прежним.

Наши психоневрологи детям с отклоняющимся поведением назначали аминалон, сиднокарб и другие нейролептики с гипертормозным действием. Однако эти препараты имеют много побочных негативных явлений. Кроме того, аминалон оказывает неблагоприятное воздействие на печень.

Леонид Сергеевич Чутко [2004] - заведующий Центром коррекции нарушения внимания и поведения Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург), врач - невролог высшей категории - пишет об использовании в настоящее время двух групп препаратов.

1. При нарушении внимания назначают ноотропы - вещеcтва, влияющие на интегрирующие функции головного мозга - ГЛИАНТИЛИН, КОРТЕКСИН, ЭНЦЕФАБОЛ. Ноотроп ЦЕРЕБРОЛИЗИН стабилизирует обмен веществ в головном мозге. Хорошо зарекомендовал себя в предварительных исследованиях, однако в широкую практику не внедрен [ЗаваДенко Н.Н., 1997]

2. При гиперактивности используют препараты гамма-аминомасляной кислоты, отвечающие за тормозящие и контролирующие функции в головном мозге - ПАНТОГАМ, ФЕНИБУТ.

В настоящее время изучается эффективность естественных метаболитов: глицин, биотредин, лимонтар. Их преимущество в том, что они являются аналогами соединений, вырабатываемых самим организмом. Препараты характеризуются отсутствием побочных эффектов. Все вышеперечисленные препараты принимают строго по назначению врача-невропатолога.

Внимание! Только врач, который знает состояние ребенка, наличие или отсутствие тех или иных соматических заболеваний, может назначить препарат в соответствующей дозировке и будет следить за ребенком, выявляя возможные побочные действия препарата.

В России главную роль в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, играют коррекционные методики и поведенческая терапия. С развитием современных технологий появились методы нелекарственной терапии синдрома. Это методы микрололяризации и обратной связи.

Метод траснкраниальной микрополяризации используется для снижения гиперактивности. Суть этого метода заключается в воздействии на определенные зоны мозга очень слабым электрическим током. Это позволяет уменьшить степень гиперактивности. Такое лечение позволяет снизить проявления функциональной незрелости мозга, лежащей в основе СДВГ.

Биологическая обратная связь (БОС) - метод, при котором человек учится с помощью аппаратуры управлять функциями организма, обычно не поддающимися сознательному контролю. Метод безопасен, так как при его использовании не оказывается физического воздействия, а происходит психофизиологический тренинг, в ходе которого мозг обучают работать в "правильном" режиме.



Еще на эту тему

Автор: Выпускающий редактор

Комментарии

Смотрите комментарии в полной версии