Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

«Ваш ребенок на уроках неуправляем, не может выполнять требования учителя, импульсивен, конфликтует с другими детьми» - каждый третий родитель в первом классе слышит эти жалобы от учителя. Плохое поведение ребенка раздражает взрослых, но они не задумываются о его причинах. А ведь такие симптомы, как повышенная отвлекаемость на уроках, неспособность к длительной концентрации внимания, двигательная расторможенность, излишняя возбудимость и импульсивность, недостаток моторного контроля и самоорганизации, проявляясь в комплексе, являются признаками поведенческого расстройства под названием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это состояние является одной из наиболее распространенных форм минимальных мозговых дисфункций у детей.

Причиной симптомов СДВГ в настоящее время считается дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга, вызываемый целым комплексом разнообразных факторов (наследственность, недоношенность, неблагоприятное течение беременности и родов, травмы головного мозга и инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве, нарушения функций щитовидной железы и других эндокринных органов, токсические факторы, искусственное вскармливание и др).

Классическая триада СДВГ включает гиперактивность, импульсивность и невнимательность (дефицит внимания).

Диагностические критерии СДВГ по МКБ-10 выглядят следующим образом:

Невнимательность/дефицит внимания (требуется не менее 6 признаков):

  • часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
  • часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
  • часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
  • ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
  • часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
  • часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
  • часто нарушена организация заданий и деятельности;
  • часто забывчив в ходе повседневной деятельности.
  • часто легко отвлекается на внешние стимулы;

Гиперактивность (требуется не менее трех признаков):

  • часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
  • покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
  • часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
  • обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.
  • часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);

Импульсивность (требуется не менее одного признака):

  • часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
  • часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
  • часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.
  • часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;

В зависимости от возраста симптомы СДВГ выглядят по-разному.

Дошкольники

Дефицит внимания: Часто бросает, недоделывает начатое; как будто не слышит, когда к нему обращаются; играет в одну игру меньше трех минут.

Гиперактивность: «Ураганчик», постоянно ерзает на cтуле («Шило в одном месте»), много говорит.

Импульсивность: Не реагирует на обращения и замечания; нет чувства опасности

Дети младшего школьного возраста

Дефицит внимания: Забывчивый; неорганизованный; легко отвлекается; может заниматься одним делом не больше 10 минут

Гиперактивность: Неугомонный, когда нужно быть тихим (тихий час, урок, спектакль)

Импульсивность: Не может ождаться своей очереди; перебивает других детей и выкрикивает ответ, не дождавшись конца вопроса; навязчивый; нарушает правила без видимого умысла

Подростки

Дефицит внимания: Усидчивость меньше, чем у сверстников (меньше 30 минут); невнимателен к деталям; плохо планирует

Гиперактивность: Беспокойный, суетливый

Импульсивность: Снижен самоконтроль; безрассудные, безответственные высказывания

Взрослые

Дефицит внимания: Невнимателен к деталям, забывает о назначенных встречах, недостаток способности к предвидению, планированию

Гиперактивность: Субъективное ощущение беспокойства

Импульсивность: Нетерпеливость; незрелые и неблагоразумные решения и поступки

В основе синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция. Поэтому нельзя к таким детям относиться как к капризным и непослушным. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления и поступки. Врачи в разных странах использовали различные термины для определения этого расстройства. Назовем лишь некоторые из них: органическая мозговая дисфункция, легкая дисфункция мозга, хореиформный синдром, легкая детская энцефалопатия, гиперкинетический синдром, психомоторная нестабильность, нарушение внимания и др. Несомненно, что термин "легкая мозговая дисфункция" оказывает психологическое давление на многих родителей и детей. После множества изменений в терминологии заболевания специалисты, остановились на названии, более точно отражающем его сущность: "синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)".

В последние годы число гиперактивных детей растет. Современные интенсивные формы обучения детей, рост психоэмоциональных перегрузок, рост внутрисемейной напряженности, распространение асоциальных тенденций в обществе - все это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения среди детей и подростков. Среди мальчиков заболевание распространено чаще, чем среди девочек.

По мере взросления у пациентов с СДВГ основной проблемой постепенно становится дефицит внимания. Обычно признаки гиперактивности и импульсивности у взрослых постепенно уменьшаются. Ученые отмечают, что взрослые с симптомами СДВГ чаще ведут нездоровый образ жизни (курение, алкоголизм, наркомания), у них чаще возникают профессиональные и финансовые проблемы, сложности, связанные с правовыми проблемами, проблемы взаимоотношений в семье, ограниченные достижения в образовании. Эти люди, чаще чем другие, превышают скорость при вождении автомобиля и попадают в аварии, страдают депрессиями и расстройствами личности. При отсутствии своевременного лечения могут развиваться хронические формы заболевания, часто сочетающиеся с серьезной психопалогией.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, которая требует своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической. Это состояние более оптимистично по возможности реабилитации в отличие от многих других неврологических заболеваний, но при условии что реабилитация проводится в возрасте 5-10 лет.

 

Еще на эту тему

 



 

комментарииКOММЕНТАРИИ: 0

Решите задачку: 5+3 =

 

Администрация сайта med39.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!