«Ваш ребенок на уроках неуправляем, не может выполнять требования учителя, импульсивен, конфликтует с другими детьми» - каждый третий родитель в первом классе слышит эти жалобы от учителя. Плохое поведение ребенка раздражает взрослых, но они не задумываются о его причинах. А ведь такие симптомы, как повышенная отвлекаемость на уроках, неспособность к длительной концентрации внимания, двигательная расторможенность, излишняя возбудимость и импульсивность, недостаток моторного контроля и самоорганизации, проявляясь в комплексе, являются признаками поведенческого расстройства под названием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это состояние является одной из наиболее распространенных форм минимальных мозговых дисфункций у детей.
Причиной симптомов СДВГ в настоящее время считается дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга, вызываемый целым комплексом разнообразных факторов (наследственность, недоношенность, неблагоприятное течение беременности и родов, травмы головного мозга и инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве, нарушения функций щитовидной железы и других эндокринных органов, токсические факторы, искусственное вскармливание и др).
Классическая триада СДВГ включает гиперактивность, импульсивность и невнимательность (дефицит внимания).
Диагностические критерии СДВГ по МКБ-10 выглядят следующим образом:
Невнимательность/дефицит внимания (требуется не менее 6 признаков):
- часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
- часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
- часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
- ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
- часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
- часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
- часто нарушена организация заданий и деятельности;
- часто забывчив в ходе повседневной деятельности.
- часто легко отвлекается на внешние стимулы;
Гиперактивность (требуется не менее трех признаков):
- часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
- покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
- часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
- обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.
- часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
Импульсивность (требуется не менее одного признака):
- часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
- часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
- часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.
- часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
В зависимости от возраста симптомы СДВГ выглядят по-разному.
Дошкольники
Дефицит внимания: Часто бросает, недоделывает начатое; как будто не слышит, когда к нему обращаются; играет в одну игру меньше трех минут.
Гиперактивность: «Ураганчик», постоянно ерзает на cтуле («Шило в одном месте»), много говорит.
Импульсивность: Не реагирует на обращения и замечания; нет чувства опасности
Дети младшего школьного возраста
Дефицит внимания: Забывчивый; неорганизованный; легко отвлекается; может заниматься одним делом не больше 10 минут
Гиперактивность: Неугомонный, когда нужно быть тихим (тихий час, урок, спектакль)
Импульсивность: Не может ождаться своей очереди; перебивает других детей и выкрикивает ответ, не дождавшись конца вопроса; навязчивый; нарушает правила без видимого умысла
Подростки
Дефицит внимания: Усидчивость меньше, чем у сверстников (меньше 30 минут); невнимателен к деталям; плохо планирует
Гиперактивность: Беспокойный, суетливый
Импульсивность: Снижен самоконтроль; безрассудные, безответственные высказывания
Взрослые
Дефицит внимания: Невнимателен к деталям, забывает о назначенных встречах, недостаток способности к предвидению, планированию
Гиперактивность: Субъективное ощущение беспокойства
Импульсивность: Нетерпеливость; незрелые и неблагоразумные решения и поступки
В основе синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция. Поэтому нельзя к таким детям относиться как к капризным и непослушным. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления и поступки. Врачи в разных странах использовали различные термины для определения этого расстройства. Назовем лишь некоторые из них: органическая мозговая дисфункция, легкая дисфункция мозга, хореиформный синдром, легкая детская энцефалопатия, гиперкинетический синдром, психомоторная нестабильность, нарушение внимания и др. Несомненно, что термин "легкая мозговая дисфункция" оказывает психологическое давление на многих родителей и детей. После множества изменений в терминологии заболевания специалисты, остановились на названии, более точно отражающем его сущность: "синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)".
В последние годы число гиперактивных детей растет. Современные интенсивные формы обучения детей, рост психоэмоциональных перегрузок, рост внутрисемейной напряженности, распространение асоциальных тенденций в обществе - все это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения среди детей и подростков. Среди мальчиков заболевание распространено чаще, чем среди девочек.
По мере взросления у пациентов с СДВГ основной проблемой постепенно становится дефицит внимания. Обычно признаки гиперактивности и импульсивности у взрослых постепенно уменьшаются. Ученые отмечают, что взрослые с симптомами СДВГ чаще ведут нездоровый образ жизни (курение, алкоголизм, наркомания), у них чаще возникают профессиональные и финансовые проблемы, сложности, связанные с правовыми проблемами, проблемы взаимоотношений в семье, ограниченные достижения в образовании. Эти люди, чаще чем другие, превышают скорость при вождении автомобиля и попадают в аварии, страдают депрессиями и расстройствами личности. При отсутствии своевременного лечения могут развиваться хронические формы заболевания, часто сочетающиеся с серьезной психопалогией.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, которая требует своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической. Это состояние более оптимистично по возможности реабилитации в отличие от многих других неврологических заболеваний, но при условии что реабилитация проводится в возрасте 5-10 лет.
Еще на эту тему
- Гиперактивный ребенок
- Мой ребенок активный или гиперактивный?
- Питание ребенка с СДВГ
- Лечение ребенка с СДВГ
- Как играть с гиперактивным ребенком
- Игры для гиперактивных детей дошкольного и школьного возраста.
- Нужно ли наказывать гиперактивного ребенка?
- Релаксационный тренинг для детей 4-9 лет
- Психомышечный тренинг для детей 8-12 лет
- Рекомендации родителям гиперактивных детей
- Рекомендации педагогам