Игра - ведущая деятельность ребенка. Из-за сложностей с концентрацией внимания такой ребенок редко доводит начатую игру до конца. Он может перескакивать с одной игры на другую, ему сложно дождаться очереди в групповой игре, трудно придерживаться всех правил. Обратите внимание, как играет ваш ребенок. Чего в играх он избегает, что у него получается хуже всего. Научите его с помощью игры концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца.
Начинайте с простых игр с небольшим количеством правил. Если ребенок отвлекся - позвольте ему это, а потом опять вернитесь к предыдущей игре.
Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки одной функции (например, только внимания). При этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле и др. лишним движениям. Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же перекаючаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время игровых занятий.
Играйте с ребенком в ролевые игры. Предложите ребенку разные игры, следите, чтобы он побывал и в активной, и в пассивной позиции. Например, если вы играете в школу, то по очереди он должен побыть и учителем, и учеником.
Самооценка у гиперактивного ребенка, как правило, снижена. Поэтому особое внимание при воспитании такого ребенка следует уделять формированию адекватной самооценки. Для этого в общении с ним придерживайтесь следующих правил:
1. Не ругайте ребенка при ком-то. Все спорные вопросы выясняйте наедине.
2. Не прибегайте к физическому наказанию. При общении с ребенком избегайте оценивания его личности. Если он поступил плохо, не говорите ему, что он плохой. Скажите, что это был плохой поступок. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
З. Умейте признавать свои ошибки при ребенке. Этим вы покажете малышу, что каждый человек имеет право на ошибку и идеальных людей не бывает.
4. Такой опыт поможет малышу легче справляться со cвоими ошибками, что благотворно повлияет на формирование адекватной самооценки. Оптимальный возраст для коррекции СДВГ - 5 - 7 лет. В этом возрасте у ребенка хорошо развита психомоторная сфера, поэтому, используя подвижные игры, можно формировать у ребенка концентрацию внимания и память.
Для коррекции личностных нарушений (аутизм, депрессия,тревожность - страхи и фобии) используются игровые тренинги, методики арттерапиии, сказкотерапии.
Игры подбираются по следующим направлениям:
1. Игры на развитие внимания.
2. Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации).
З. Игры, развивающие навыки управления (волевой регуляции).
4. Игры, способные закреплять умение общаться.
Тренировку внимания, двигательного и эмоционального контроля надо проводить поэтапно. Вначале вводятся упражнение на тренировку одной функции - внимания. Если достигнут результат, то подбирают уже игры на развитие двигательного контроля, потом импульсивности. И опять же сначала тренируют ребенка индивидуально, а затем по достижении результатов начинают вводить групповые игры.
Проведя игры на тренировку одной функции и получив результаты, можно подбирать игры по тренировке двух функций, а затем и трех.
Смотрите Игры для гиперактивных детей дошкольного и школьного возраста.
Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры может провоцировать конфликты среди играющих.
Еще на эту тему
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Введение
- Гиперактивный ребенок
- Мой ребенок активный или гиперактивный?
- Питание ребенка с СДВГ
- Лечение ребенка с СДВГ
- Игры для гиперактивных детей дошкольного и школьного возраста.
- Нужно ли наказывать гиперактивного ребенка?
- Релаксационный тренинг для детей 4-9 лет
- Психомышечный тренинг для детей 8-12 лет
- Рекомендации родителям гиперактивных детей
- Рекомендации педагогам