MED39.ru
МЕНЮ

Нужно ли наказывать гиперактивного ребенка?

2014-11-06

Гиперактивный ребенок в силу своей сверхподвижности и повышенной отвлекаемости часто оказывается в ситуации постоянного наказания. Не проходит и 5 минут, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного.

Такому ребенку больше всех грозит неприятие, так как он способен вывести из себя самого спокойного взрослого. Никого столько не укоряют, не наказывают, не одергивают, сколько его. К нему пытаются подойти с «общей» меркой, не задумываясь, что он не просто «не хочет», а «не может» в силу особенностей нервной системы вести себя спокойно.

Прежде всего, надо понимать, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, нотаций не приведут к улучшению его поведения. С гиперактивными детьми необходимо общаться мягко и спокойно.

Старайтесь не кричать на ребенка - от этого страдает его психика. Объясняйте все спокойным тоном, чтобы ваше общение происходило на «равных» позициях.

Самое страшное наказание для ребенка - постановка в угол. В таком похожении он ограничен физически и пространственно, что отрицательно сказывается на его психическом состоянии. Такая мера наказания может развивать фобии, комплекcы, снижение самооценки и другие личностные нарушения.

Всегда помните, что гиперактивный ребенок болен, и он нуждается не в наказании, а в вашей любви и заботе. Такие дети более чувствительны к наказанию, чем другие дети. Старайтесь вообще не прибегать к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны строиться на доверии, а не на страхе.

Самый лучший способ взаимодействия с ребенком, - сотрудничество. Поговорите с ним, попытайтесь вместе определить причины его поступка, дайте возможность малышу осознать свою неправоту, попросить прощения и разработать систему действий, то есть способы ликвидации последствий плохого поступка (собрать вещи, убраться в комнате, а потом вместе пойти гулять).

Гиперактивному ребенку необходимо признание его важности. Как можно чаще показывайте ребенку свои чувства к нему. Обнимайте его, целуйте, говорите о том, как вы его любите и как он вам дорог.

Программа поощрения и поддержки. Домашняя программа вознаграждения включает следующие моменты:

1. Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь.

2. Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются.

З. В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.

4. В течение недели за каждый положительный результат ребенок получает очки или баллы (система оценивания должна быть вывешена).

5. При достижении значительных результатов в учебе и поведении ребенок получает большое вознаграждение.

Родители должны составить список того, что они ожидают от ребенка в плане поведения и список вознаграждений - за какой успех какое поощрение полагается.

Этот список в доступной манере объясняется ребенку и вывешивается на стене рядом с распорядком дня. После этого все написанное неукоснительно соблюдается, и ребенок поощряется за успех в его выполнении. От физического наказания необходимо воздерживаться.

Необходимо помнить, что негативные методы воспитания нееэффективны у этих детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию. Слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них часто пустой звук. Зато они легко отвечают на малейшую похвалу.

Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Она является сильнейшим стимухом к развитию. Они жаждут похвалы и «растут» от нее. Одним из наиболее разрушительных аспектов расстройства является не дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому балуйте своих детей «от души» поощрением и похвалой.

Рекомендуемое соотношение позитивного воздействия и замечаний должно составлять 5:1.

В конфликтных ситуациях помогает система «скорой помощи» - методики, эффективные при общении с гиперактивными детьми. Например, отвлечь ребенка от капризов можно, поставив его в ситуацию выбора - «Что ты хочешь - персик или яблоко?» и сменив деятельность на более привлекательную для ребенка. Также можно задать неожиданный вопрос, не относящийся к данной ситуации, отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка), сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает; не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало исправился и принес извинения, не читать нотаций (все равно ребенок их не слышит).


Еще на эту тему

Автор: Выпускающий редактор

Комментарии

Смотрите комментарии в полной версии