Взгляд на медикаментозное лечение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) очень противоречивый. Все дети очень разные и практика показала, что одним действительно нужны лекарства, другим - постоянные тренинги, а третьим достаточно побольше внимания, витаминов и ласки. В медикаментозной терапии используют:
- Психостимуляторы.
- Трициклические антидепрессанты (ТЦА). Хотя лечение СДВГ не входит в показания для применения ТЦА, эти препараты часто назначались для лечения пациентов с СДВГ, у которых лечение психостимуляторами было неэффективно.
- Альфа-адреномиметики (клонидин) и др.
Назначение этих препаратов ребенку требует углубленного изучения его состояния со стороны специалистов. Поскольку все эти препараты имеют много побочных явлений. К примеру, в Америке избыточное назначение психостимуляторов без точного диагностирования заболевания, привело в ряде случаев к повышению тревожности у детей, развитию склонности к суициду. Поэтому с 2003 года использование этой группы препаратов в США ограничено.
Кроме того, многолетние исследования показали, что дети с СДВГ, проходившие в течение нескольких лет курсы психостимуляторов, не отличались по успеваемости и социальной адаптации от больных детей, не получавших никакой терапии. И это несмотря на то, что непосредственно в ходе лечения наблюдалась отчетливая положительная динамика. Кратковременность действия объясняется парадоксальностью эффекта психостимуляторов, когда непосредственно в ходе лечения происходит снижение гиперактивности и импульсивности. Патологические симптомы уже не мешают развитию ребенка, но имеющееся отставание в развитии лекарства не исправляют. Поэтому при прекращении лечения уровень ребенка остается прежним.
Наши психоневрологи детям с отклоняющимся поведением назначали аминалон, сиднокарб и другие нейролептики с гипертормозным действием. Однако эти препараты имеют много побочных негативных явлений. Кроме того, аминалон оказывает неблагоприятное воздействие на печень.
Леонид Сергеевич Чутко [2004] - заведующий Центром коррекции нарушения внимания и поведения Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург), врач - невролог высшей категории - пишет об использовании в настоящее время двух групп препаратов.
1. При нарушении внимания назначают ноотропы - вещеcтва, влияющие на интегрирующие функции головного мозга - ГЛИАНТИЛИН, КОРТЕКСИН, ЭНЦЕФАБОЛ. Ноотроп ЦЕРЕБРОЛИЗИН стабилизирует обмен веществ в головном мозге. Хорошо зарекомендовал себя в предварительных исследованиях, однако в широкую практику не внедрен [ЗаваДенко Н.Н., 1997]
2. При гиперактивности используют препараты гамма-аминомасляной кислоты, отвечающие за тормозящие и контролирующие функции в головном мозге - ПАНТОГАМ, ФЕНИБУТ.
В настоящее время изучается эффективность естественных метаболитов: глицин, биотредин, лимонтар. Их преимущество в том, что они являются аналогами соединений, вырабатываемых самим организмом. Препараты характеризуются отсутствием побочных эффектов. Все вышеперечисленные препараты принимают строго по назначению врача-невропатолога.
Внимание! Только врач, который знает состояние ребенка, наличие или отсутствие тех или иных соматических заболеваний, может назначить препарат в соответствующей дозировке и будет следить за ребенком, выявляя возможные побочные действия препарата.
В России главную роль в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, играют коррекционные методики и поведенческая терапия. С развитием современных технологий появились методы нелекарственной терапии синдрома. Это методы микрололяризации и обратной связи.
Метод траснкраниальной микрополяризации используется для снижения гиперактивности. Суть этого метода заключается в воздействии на определенные зоны мозга очень слабым электрическим током. Это позволяет уменьшить степень гиперактивности. Такое лечение позволяет снизить проявления функциональной незрелости мозга, лежащей в основе СДВГ.
Биологическая обратная связь (БОС) - метод, при котором человек учится с помощью аппаратуры управлять функциями организма, обычно не поддающимися сознательному контролю. Метод безопасен, так как при его использовании не оказывается физического воздействия, а происходит психофизиологический тренинг, в ходе которого мозг обучают работать в "правильном" режиме.
Еще на эту тему
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Введение фицита внимания? Видео
- Гиперактивный ребенок
- Мой ребенок активный или гиперактивный?
- Питание ребенка с СДВГ
- Как играть с гиперактивным ребенком
- Игры для гиперактивных детей дошкольного и школьного возраста.
- Нужно ли наказывать гиперактивного ребенка?
- Релаксационный тренинг для детей 4-9 лет
- Психомышечный тренинг для детей 8-12 лет
- Рекомендации родителям гиперактивных детей
- Рекомендации педагогам
спасибо за прекрасный материал)