Первые проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью могут наблюдаться уже на первом году жизни. Дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем внешним раздражителям (свету, звукам, температуре, манипуляциям мамы с малышом). Они отличаются громким плачем и нарушениями сна: с трудом засыпают, мало спят, во время бодрствования очень подвижны и возбуждены. Гиперактивные дети могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 2 месяца позже остальных), а также в речевом развитии - они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.
В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательно беспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в речевом развитии. Малыш позже начинает изъясняться сложными фразами. Кроме того, у этих детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть). Они позже овладевают сложными движениями (прыжками).
Максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей: 3, 7 и 10 лет. Форсированное повышение нагрузок (раннее обучение чтению и счету, дополнительные занятия помимо посещения детского сада) в возрасте З-х лет может привести не только к нарушениям поведения, в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии.
В 3-4 года становится очевидной неспособность ребенка сосредоточиться на чем-либо: он не может дослушать сказку, играть в игры, требующие внимания. Ребенок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Такие дети часто бросают занятие, не закончив его.
Следует отметить, что нарушение внимания встречается в 100% случаев при данном заболевании. Когда говорят «дефицит внимания», то под этим понимают неспособность сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени.
Ребенок любопытен, но не любознателен, всегда выбирает шумные игры.
Зачастую в 3 - 4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в детский сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти «неожиданные», проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы ребенка справиться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.
В дошкольном возрасте ребенку с СДВГ трудно освоить свою роль, он не может понять, где и как ему надо себя вести. В детском саду он может вести себя также как дома. Он не способен приспособиться к конкретной ситуации и принять соответствующие правила поведения.
Ухудшение течения заболевания проявляется с началом систематического обучения - в 5 - б лет, когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада.
Если учесть, что этот период является критическим для созревания мозговых структур, то такая нагрузка оказывается явно избыточной. Даже у обычного ребенка она вызывает переутомление вплоть до нервного срыва. Для гиперактивного ребенка это может стать причиной еще большего отставания в развитии.
В связи с современной тенденцией отдавать ребенка в школу-гимназию, поступление в которую проводится на конкурсной основе, родители стараются сначала отдать ребенка в специализированный детский сад - с обучением иностранному языку, развитием мыслительных способностей, ранним обучением чтению и письму. Одновременно ребенка стараются пораньше направить в музыкальную или танцевальную школу.
Ребенок с СДВГ 6 - 6,5 лет не готов к обучению в школе в связи c замедлением темпов функционального созревания коры подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развитию школьной дезадаптации. Но родители, как правило, не связывают проблемы в поведении ребенка с задержкой в развитии. Более того, они считают, что надо поскорее отправить ребенка в школу, так как появление новых обязанностей положительно скажется на его развитии. Однако их ожидания не оправдываются. Чем раньше такого ребенка отдают в школу и чем выше требования, предъявляемые учителями, тем серьезнее проблемы в обучении и поведении. Из-за неспособности контролировать свое поведение и вести себя в соответствии с принятыми нормами он не способен спокойно сидеть на уроке и говорить только тогда, когда его спросят. Неспособность сконцентрировать внимание на определенном предмете, повышенная отвлекаемость являются причиной слабой успеваемости.
Ребенок на уроке часто отвлекается, не способен до конца выполнить задание, делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности. Рассеянность увеличивается по мере выполнения задания, что свидетельствует о повышенной утомляемости нервной системы. Замечания и выговоры в этих случаях не помогают.
В ходе трехлетних наблюдений было установлено (1), что уже на первом году обучения в конце 2-й четверти до 30% детей с дефицитом внимания и гиперактивностью отстают в учебе от других учеников, а к концу года становятся неуспевающими. Поэтому вопрос о готовности к школе решается строго индивидуально.
Дети с СДВГ нуждаются в наблюдении не только в первые месяцы после поступления в школу для предупреждения срывов, но и весь период обучения в начальной и средней школе.
Дефицит внимания и гиперактивность в 6-7 лет могут сочетаться с тиками, головными болями, тревожностью и страхами. Все вышеперечисленные проявления обуславливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Эти дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы в обучении.
Следует иметь в виду, что ребенок с СДВГ не cпособен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов. В результате завышенных требований в школе и дома, ребенок в сфере обучения чувствует себя неуспешным, ожесточается и часто становится лидером в группе детей с демонcтративно отклоняющимся поведением.
Если в дошкольном возрасте среди детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении. В подростковом возрасте на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью. Часто это является причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании. Неадекватностъ поведения, социальная дезадаптация, тревожные и депрессивные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни.
Практика показывает, что большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как «трудный» ученик, родителями - как «трудный» ребенок, а социологами как несовершеннолетний из «группы риска», принадлежит именно к категории гиперподвижных детей.
Чрезвычайно важными для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрез- мерная возбудимость и импульсивность, обусловленные дефицитом сдерживающего контроля и саморегуляции поведения. Ребенок проявляет повышенную эмоциональную активность, которая часто выражается в повышенной болтливости. В классе такой ученик - постоянная головная боль для учителя.
Для детей с синдромом характерна частая смена настроения. Они легко переходят от слез к смеху, быстро забывают свои неудачи. В отношении сверстников такие дети часто агрессивны и требовательны, эгоистичны. Не всегда умеют сочувствовать и сопереживать. Не любят уступать в чем-либо и никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими. Гиперактивный ребенок досаждает не только детям, но и взрослым. В сравнении с другими детьми он легко идет на контакт с незнакомыми людьми, более того, он навязывает свое общение окружающим, встревает в разговоры взрослых, мешает им, всячески стараясь привлечь их внимание. Часто применяет д ля этого неадекватные приемы.
Психологическое обследование выявляет у большинства детей с СДВГ повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, переживание чувства страха. Такие дети в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному настроению, легко расстраиваются из-за неудач.
Итак, основными нарушениями при СДВГ являются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Но в различных ситуациях эти проявления встречаются и у здоровых детей. В чем разница? При СДВГ проявления этих признаков значительно превышают норму - гиперактивность «зашкаливает», импульсивность перерастает в аффективное поведение, дефицит внимания приводит к хронической неуспеваемости. И главное, эти признаки присутствуют всегда - в любой ситуации и все время. Поэтому не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с СДВГ.
Если ребенок «разгуливается» в постели, когда надо спать, балуется, капризничает - это вариант нормы, а не патологии. Симптомы СДВГ следует разделять с нормальной, свойственной многим детям (особенно в дошкольном возрасте) высокой двигательной активностью. При этом необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, акцентуаций (крайних проявлений) характера. Важно также помнить, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития.
Внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией, поэтому дети не склонны уделять интерес тому или иному занятию до тех пор, пока они не поймут, почему должны это делать. Ребенок не станет заниматься тем, что не кажется ему увлекательным, либо не влечет за собой поощрения. В других случаях особенности поведения ребенка могут оказаться реакцией на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, переход в другую школу, плохое отношение взрослых к ребенку, конфликт между ребенком и учителем, ребенком и родителями.
Сниженное внимание, замкнутость, импульсивность и раздражительность могут быть реакцией на умственное перенапряжение и стресс в условиях, когда к ребенку предъявляются завышенные требования.
Поэтому при диагностике синдрома дефицита внимания диагноз СДВГ ставится, если:
1) симптомы появились до 7 лет,
2) отмечаются в течение 6 месяцев и более,
3) наблюдаются более, чем в одном социальном окружении (школа и дом; работа и дом и т.д.),
4) приводят к выраженной социальной дезадаптации и школьной неуспешности,
5) не объясняются наличием иного психического расстройства (аутизм, шизофрения, тревожное расстройство, депрессивное расстройство, патология характера).
Еще на эту тему
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Введение
- Мой ребенок активный или гиперактивный?
- Питание ребенка с СДВГ
- Лечение ребенка с СДВГ
- Как играть с гиперактивным ребенком
- Игры для гиперактивных детей дошкольного и школьного возраста.
- Нужно ли наказывать гиперактивного ребенка?
- Релаксационный тренинг для детей 4-9 лет
- Психомышечный тренинг для детей 8-12 лет
- Рекомендации родителям гиперактивных детей
- Рекомендации педагогам
1.Литература
И.П.Брязгунов, Е.В.Касатиков. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях.
Автор: Выпускающий редактор
Комментарии
Смотрите комментарии в полной версии