Понимание проблемы
Чувство тревоги может быть адаптивным и даже полезным в определённых ситуациях. Оно сигнализирует о потенциальной опасности и мобилизует силы организм на действия. Например, немного тревоги перед экзаменом или важным выступлением может помочь сосредоточиться и лучше подготовиться.
Тревога может быть мотивацией к действию. Беспокойство по поводу невыполненных задач может подтолкнуть к их выполнению. Она является своего рода внутренним “толчком”, побуждающим к продуктивным действиям.
Тревога, вызванная реальной угрозой (например, приближающейся машиной), может спасти жизнь, стимулируя быструю реакцию.
Легкая тревога может помочь нам быть более осмотрительными в потенциально опасных ситуациях, например, в незнакомом районе ночью.
Переживание и преодоление умеренной тревоги может научить нас эффективным стратегиям совладания со стрессом, что полезно в будущем.
Важно понимать, что речь идет о умеренной, краткосрочной тревоге. Если тревожность становится хронической, избыточной, мешает повседневной жизни и вызывает значительные страдания, то это уже психическое расстройство, требующее профессиональной помощи. В таких случаях тревога перестаёт быть полезной и становится деструктивной
Тревожность и трудности – нормальная часть развития ребенка. Важно отличать временные переживания от устойчивой тревоги.
Индивидуальность. Дети по-разному проявляют тревогу (плач, агрессия, заторможенность, проблемы со сном). Обращайте внимание на индивидуальные сигналы вашего ребенка.
Причины. Постарайтесь понять, что вызывает тревогу у вашего ребенка (школа, новые ситуации, отношения со сверстниками, события в семье).
Памятка родителям - что делать?
Создайте ребенку безопасную и поддерживающую среду: покажите ребенку, что вы его любите независимо от его чувств и поведения.
Слушайте его и проявляйте эмпатию. Дайте ребенку возможность высказаться, не перебивайте и не осуждайте. Постарайтесь понять его чувства.
Избегайте сравнения с другими детьми. Вместо сравнения, важно фокусироваться на индивидуальных достижениях ребенка, поддерживать его усилия и праздновать его успехи, независимо от того, как он успевает по сравнению с другими. Помогайте ребенку устанавливать собственные цели и стремиться к самосовершенствованию, а не к превосходству над другими.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него того, что он не может выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, хвалите ребенка и гордитесь им.
Не ругайте ребенка в присутствии чужих людей, особенно его товарищей.
Не унижайте его достоинство. Откажитесь от “обидных” слов, даже если вы очень раздосадованы и сердиты.
Не угрожайте ребенку различного рода наказаниями.
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
Уделяйте ребенку достаточно времени для игр, общения и совместных дел. Помните, что семья – это опора: создайте в семье атмосферу доверия и взаимопомощи.
Не рассказывайте посторонним людям в присутствии ребенка о его проблемах – это только усилит тревожность ребенка.
Учите ребенка справляться с тревожностью: простые дыхательные упражнениям, медитация.
Чаще используйте тактильный контакт с ребенком (прикосновения, объятия, поцелуи)
Помните, что сильная и длительная тревога или если тревожность сильно влияет на жизнь ребенка (сон, аппетит, учёба, социальные контакты) – это повод обратиться за профессиональной помощью.
Этапы работы родителей с ребенком.
Этап 1: Идентификация и понимание тревоги. Важно различать обычный детский страх и тревожное расстройство. Создать безопасное пространство для доверительного диалога с ребенком. Задавайте открытые вопросы, показывая свое понимание и сочувствие. (см Памятку)
Этап 2: Разработка стратегий борьбы с тревожностью
Обучение навыкам релаксации. Научите ребенка практикам релаксации, таким как глубокое дыхание, медитация или йога для детей. Регулярные упражнения помогут снизить уровень стресса и тревоги.
Создайте распорядок дня, включающий регулярное время отхода ко сну, приема пищи и других занятий. Распорядок дня поможет ребенку чувствовать себя более уверенно и снизит его тревожность.
Поощряйте ребенка заниматься физическими упражнениями, запишите его в спортивную секцию. Физическая активность может способствовать выделению эндорфинов, которые улучшают настроение и снимают стресс.
Развитие навыков решения проблем. Научите ребенка анализировать ситуации, идентифицировать проблему, отличать значимое от малозначимого, разрабатывать решения. Помогайте ребенку развивать позитивное восприятие, самовосприятие и самооценку. Посоветуйтесь с детским психологом, который может дать вам конкретные рекомендации по работе именно с вашим ребенком, с учетом его эмоциональных особенностей.
Этап 3: Модификация среды
1.По возможности, помогите ребенку избегать ситуаций, которые вызывают сильную тревогу. Однако полное избегание может усугубить проблему в долгосрочной перспективе, поэтому этот пункт следует использовать разумно.. Если избегание невозможно, применяйте постепенное воздействие на стрессоры. Начинайте с менее тревожных ситуаций и постепенно увеличивайте сложность. Это поможет ребенку развить уверенность в своих силах.
Этап 4: Поиск профессиональной помощи
Если тревога у ребенка сильная, продолжительная или влияет на его качество жизни, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу или психиатру.
Наблюдайте за своим ребенком, не пропускайте тревожных "звоночков", любите его и все у вас будет хорошо!