В нашем сознании укоренилась мысль – ребенку стукнуло три года, его пора отдавать в детский сад. Там он будет лучше развиваться, учиться общаться и т.п. Вопросы “отдавать” или “не отдавать” часто мучают родителей. Если у вас есть средства нанять добросовестную няню (именно добросовестную!), либо есть заботливая бабушка или другие родственники, готовые сидеть с Вашим чадом, то лучше не терзать себя сомнениями и оставить ребенка дома. А если таковых нет? И детский сад неизбежен, что же делать? Маме уже пора выходить на работу, и она ведет ребенка в детский сад. И тут часто оказывается, что ребенок к расставанию не готов. Это могут быть слезы и истерики, в детском саду ребенок отказывается от еды, не играет с детьми, вскакивает каждый раз, когда открывается дверь... Он ждет свою мамочку. Ребенка преследует страх. Ведь малыш, попав в новый коллектив, во всем видит угрозу своему существованию. Поэтому он боится всего - новых детей, новой обстановки, новых взрослых, а главное, вернетесь ли Вы за ним?
Не волнуйтесь, все это естественно, и в скором времени пройдет. Это называется адаптация – приспособление вашего ребенка к новым условиям жизни.
У некоторых детей адаптация проходит сложно, затрагивая все системы организма. Ребенок испытывает стресс, порой очень сильный стресс. ”Если бы Вам удалось сравнить одним и тем же методом исследования всю силу стресса, ощущаемую малышом в период адаптации к организованному коллективу, с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты бы Вас ошеломили. Они были бы просто идентичны. Представляете… у малыша… и космонавта.”- пишет Алла Баркан в книге “Плохие привычки хороших детей.” Родители должны понимать это и всеми силами способствовать снятию психологической нагрузки с ребенка.
Если выраженность стресса у ребенка минимальна, то в скором времени вы позабудете о негативных моментах адаптационного периода и можно говорить о благоприятной адаптации малыша к детскому коллективу. Общительные дети более успешно проходят этот период. Если же выраженность стресса велика, то наверняка произойдет срыв и ребенок может заболеть. Стресс подрывает иммунитет, разрушает защитные силы организма и порой достаточно маленького сквознячка – и ребенок уже кашляет. А после болезни ему приходится адаптироваться к садику заново. Что же делать родителям? Как правильно подготовить ребенка к садику и как правильно вести себя в этот период?
Специалисты считают, что не следует отдавать ребенка с садик в разгар кризиса трех лет. Это важный период психологического развития ребенка, когда он переходит на новую ступень детства. Вы должны почувствовать, когда ваш ребенок вступит в этот период. Он вдруг становится более капризным и упрямым, проявляет непослушание и делает назло. "Я сам"! - заявляет он. Адаптационные возможности организма в этот период уменьшаются, дети становятся более уязвимыми для различных заболеваний.
Отправляйте ребенка в детский сад при условии, что он здоров. Повысьте роль закаливающих мероприятий в досадиковский период.
Не обсуждайте в присутствии ребенка проблемы, связанные с детским садом. Помните, что Ваши страх и сомнения передаются ребенку. “Если боится мама, значит это что-то опасное и страшное. “
Сегодня многие садики практикуют группы неполного дня, предназначенные как раз для адаптации ребенка. Узнайте, есть ли в вашем городе такие садики, определите туда своего малыша.
Заранее узнайте режим работы детского сада и введите аналогичный режим для ребенка дома.
Не гонитесь за "престижным" детсадом. Постарайтесь оформить ребенка в детский сад, который находится поближе к месту вашего жительства. Поездки каждое утро на транспорте утомительны для ребенка. Чем ближе садик к дому, тем больше возможности у ребенка поспать утром. Кроме того, садик, мимо которого вы часто прогуливаетесь с ребенком, уже сам по себе более "безопасен" в его глазах.
Заранее познакомьте малыша с воспитателем группы и детьми. Погуляйте некоторое время вокруг садика, на территории садике, рядом с группой. Настраивайте ребенка на позитивный лад. Рассказывайте ему о том, как весело детям в саду. О том, в какие веселые игры они там играют, как их там учат рисовать, лепить из пластилина, петь и т.д. А как весело там проходят праздники! И как здорово, что он наконец-то подрос и тоже теперь сможет посещать детский сад.
Постарайтесь определить ребенка в группу, где у него есть знакомые – соседи по подъезду, по дворовой площадке и т.п.
Заранее научите ребенка навыкам самообслуживания. Ваш ребенок должен уметь самостоятельно есть, одеть кофточку, штанишки, туфельки. Если ребенок не умеет шнуровать ботинки, купите ему обувь на липучках. Подготовьте для ребенка одежду, наиболее удобную для самостоятельного одевания.
Запланируйте свой отпуск так, чтобы у вас была возможность не оставлять сразу малыша в детсаду на целый день. Отведите его сначала на час, посидите в раздевалке пока ваш ребенок будет знакомиться с группой и детьми. Дайте с собой ребенку любимую игрушку.
На время сократите походы в театр, в гости, просмотр телевизора.
Не забудьте рассказать воспитателю о личных особенностях вашего ребенка.
В выходные дни дома поддерживайте такой же режим дня, как и в садике.
При выраженных невротических реакциях необходимо посоветоваться с врачом, возможно вам придется оставить ребенка на пару дней дома. Выполняйте рекомендации врача.
Не говорите в присутствии ребенка плохо о детском саде и воспитателе, не надо наказывать его детским садом. Не говорить фраз типа:”Если ты не съешь кашу, то я тебя завтра не заберу из детского садика…” или тому подобное.
Позаботьтесь о том, чтобы дома была спокойная бесконфликтная обстановка. Помните, что в этот момент Ваше чадо наиболее нуждается в Вашей любви и внимании. Терпимо относитесь к тому, что ребенок стал более раздражительным. Не ругайте его и не наказывайте. В этот период малыш особенно раним и поводом для его гнева или истерики может послужить любое явление или событие.
Чаще улыбайтесь ребенку, говорите, что вы его любите. Положительные эмоции – лучшее лекарство для лечения негативных явлений адаптационного периода.