Гиперпролактинемии синдром или гиперпролактинемический гипогонадизм, – симптомокомплекс, развивающийся у женщин и мужчин вследствие длительной повышенной секреции гормона гипофиза пролактина и наиболее полно проявляющийся у женщин патологической галактореей, нарушением менструального цикла (аменореей), у мужчин – снижением потенции, олигоспермией и крайне редко – гинекомастией и галактореей.
Существует физиологическая гиперпролактинемия при беременности и лактации; кроме того, известен ряд заболеваний и состояний, при которых повышается уровень пролактина. Однократное обнаружение в крови повышенного уровня пролактина еще не означает установление диагноза. Необходимы сопоставление с клинической картиной и проведение функциональных проб.
Наиболее изучены клинические проявления патологической гиперпролактинемии у женщин. Синдром персистирующей галактореи-аменореи называют еще гиперпролактинемическим гипогонадизмом, гиперпролактинемической дисфункцией яичников (синдром Чиари-Фромеля).
Этиология и патогенез. Концепция первичного гипоталамического генеза предполагает, что снижение или отсутствие ингибирующего влияния гипоталамуса на секрецию пролактина приводит сначала к гиперплазии пролактотрофов, а затем – к формированию микро- и макропролактином гипофиза. Согласно другой концепции, спонтанная мутация в пролактотрофах способствует формированию аденомы из этих клеток.
Размер пролактином варьирует от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров в диаметре. В 1/3 случаев пролактиномы относятся к микроаденомам, а в 2/3 случаев – к макроаденомам. Микроаденомы встречаются преимущественно у женщин, а макроаденомы с одинаковой частотой возникают и у мужчин.
Изолированная гиперплазия пролактотрофов чаще возникает при лечении эстрогенами, повреждении ножки гипофиза, супраселлярных опухолях. Все чаще описывают случаи лимфоцитарного аутоиммунного гипофизита с развитием гиперпролактинемии.
Клиническая картина. Женщины обращаются к врачу обычно по поводу нарушения менструального цикла (олигоменорея-аменорея) и бесплодия. Примерно у каждой пятой больной появление (менархе) и установление менструаций несколько запаздывает. В дальнейшем менструальный цикл нарушается при хронических стрессовых ситуациях (экзаменационная сессия, длительные заболевания, конфликты). Развитие аменореи часто совпадает по времени с началом половой жизни, отменой ранее использовавшихся пероральных контрацептивов, беременностью, родами, введением внутриматочных контрацептивов или оперативным вмешательством. Галакторея бывает первым симптомом гиперпролактинемии не более чем у 20% больных.
Мужчины с гиперпролактинемией обращаются к врачу, как правило, в связи с импотенцией и снижением либидо. Гинекомастия и галакторея у них крайне редки. Основной причиной гиперпролактинемии у мужчин являются макроаденомы гипофиза, вследствие чего в клинической картине заболевания преобладают симптомы выпадения тропных гормонов гипофиза и симптомы роста внутричерепной опухоли. Головная боль и нарушение зрительных функций наблюдаются у 68% мужчин с пролактиномами, импотенция – у 90%, ожирение – у 34%, галакторея – лишь у 12%, а гинекомастия – у 2% больных.
При гинекологическом осмотре выявляют гипоплазию матки, отсутствие симптома "зрачка" и симптома "натяжения" слизи. У заболевших в допубертатном периоде могут отмечаться гипоплазия клитора и малых половых губ.
Медикаментозная гиперпролактинемия длительное время протекает бессимптомно, но возможно развитие галактореи и аменореи. К числу медикаментов, вызывающих галакторею, относят резерпин, допегит, церукал, циметидин, элениум и др.
При первичном гипотиреозе клинические проявления гиперпролактинемии могут быть различными в зависимости от времени возникновения гипотиреоза. Если первичный гипотиреоз развивается в допубертатном периоде, то у девочек возможны преждевременное половое созревание, галакторея, менометроррагия. Первичный гипотиреоз в зрелом возрасте влечет за собой нарушение менструального цикла вплоть до аменореи. Галакторея обычно выражена больше у молодых женщин.
Гиперпролактинемию обнаруживают у 30-60% больных с синдромом полисклеротических яичников, при этом галакторея может отсутствовать. При дисфункции коры надпочечников галакторея наблюдается редко, обычно выявляют лишь транзиторную гиперпролактинемию.
Диагностика.
Лабораторно-инструментальное обследование состоит из 4 этапов.
- Подтверждение наличия гиперпролактинемии определением сывороточного уровня пролактина.
- Уточнение состояния аденогипофиза и гипоталамуса (рентгенография черепа, политомография турецкого седла, компьютерная томография головы, при необходимости МРТ).
- Исключение симптоматических форм (определение функционального состояния щитовидной железы, исключение синдрома Штейна-Левенталя, печеночной и почечной недостаточности, нервно-рефлекторных и медикаментозных влияний).
- Уточнение состояния различных органов и систем на фоне хронической гиперпролактинемии (уровень гонадотропинов, эстрогенов, состояние углеводного и жирового обмена, остеопороз).
Если диагностика типичных форм на сегодняшний день представляется довольно простой, то дифференциальная диагностика различных стертых форм достаточно сложна и должна проводиться в условиях специализированного стационара.
Умеренное повышение сывороточного уровня пролактина чаще всего встречается при идиопатических формах. Значительно повышен уровень гормона при пролактиномах. Принято считать, что содержание пролактина более 200 мкг/л достоверно указывает на наличие пролактиномы даже при рентгенологически интактном седле (норма для женщин 20 мкг/л; значения даны в системе СИ).
Предложен ряд тестов, позволяющих изучать секрецию пролактина в условиях стимуляции: с тиреолиберином, хлорпромазином, инсулином, сульпиридом, циметидином, домперидоном, церукалом.
Лечение. Медикаментозная терапия, бесспорно, занимает основное место в лечении всех форм гиперпролактинемии гипоталамо-гипофизарного генеза.
Основным препаратом является полусинтетический алкалоид спорыньи бромэргокриптин (парлодел, абергин), а также близкие по структуре лисенил и метэрголин. При идиопатической галакторее лечение парлоделом позволяет вернуть способность к деторождению, нормализовать менструальныи цикл, устранить связанные с гиперпролактинемией сосудистые, эндокринно-обменные и эмоционально-личностные нарушения.
Парлодел применяют по схеме, начиная с 1,25 мг (1/2 таблетки) 1-3 раза в день во время еды, с дальнейшим увеличением дозы до 2,5 мг (1 таблетка) 2-4 раза в день. Однократная доза парлодела ингибирует секрецию пролактина в среднем на 12 ч. Препарат снижает уровень пролактина до нормы, уменьшает галакторею, восстанавливает двухфазный менструальный цикл. Овуляция наступает на 4-8-й неделе лечения, фертильность восстанавливается у 75-90% больных. На фоне лечения у большинства больных снижается масса тела, реже беспокоит головная боль, некоторые отмечают не только уменьшение сексуальных расстройств, но и улучшение эмоционального фона.
Переносимость препарата хорошая. Побочные явления – гипотензивный эффект, тошнота, запор, ощущение заложенности носа, головокружение – во время лечения значительно уменьшаются или прекращаются, иногда требуется временно уменьшить дозу. Рефрактерность к препарату, т.е. отсутствие снижения уровня пролактина, чрезвычайно редка. В том случае, если лечение парлоделом, нормализуя уровень пролактина, не сопровождается овуляцией, назначают комбинированное лечение в сочетании с гонадотропинами, кломифеном, тиреоидными гормонами.
При аденомах медикаментозная терапия дополняется или конкурирует с нейрохирургическим вмешательством или дистанционной лучевой терапией. При микроаденомах рекомендуются лечение парлоделом, протонотерапия, микрохирургическое удаление при непереносимости препарата или нечувствительности к нему. При тенденции к быстрому росту предпочтение отдают нейрохирургическому вмешательству. При этом предоперационное лечение парлоделом в случаях инвазивного роста неоперабельной опухоли может уменьшить инвазию и сделать опухоль операбельной.
Как правило, даже после оперативного вмешательства больной с микроаденомой требуется длительная терапия парлоделом. Высокая антимитотическая активность парлодела при этих опухолях способствует замедлению роста, уменьшению клеточного объема и фиброзу пролактином.