С давних времен люди ищут способы сохранить здоровье и замедлить процессы старения. Большое внимание этому вопросу уделяли даосские мудрецы Древнего Китая. В те далекие времена существовало множество даосских школ, и у каждой из них были свои методики продления жизни. Однако все они опирались на философию и учение даосизма, основные принципы которого сформулировал мудрец и философ Лао-Цзы.
О жизни Лао-Цзы известно не так уж много. Согласно запискам китайских историков, Лао-Цзы родился в Китае в 604 году до н.э. Известно также, что он служил архивариусом в г. Лояне при дворе императора династии Чжоу и встречался со многими учеными и философами своего времени, например с Конфуцием. Дожив до преклонного возраста и видя упадок своего царства, он решил удалиться от мирской жизни, поселившись в горах к северо-западу от Китая. Легенда гласит, что однажды начальник пограничной заставы по имени Инь Си увидел приближающегося к нему по дороге огромного зеленовато-черного быка. На этом мощном животном ехал верхом маленький старичок с бородой и длинными белыми волосами в накидке из грубой ткани. Это и был Лао-Цзы. Когда он приблизился, Инь Си поспешил к нему и с почтительным поклоном предложил мудрецу немного отдохнуть и выпить с ним чаю. Лао-Цзы любезно согласился, и, когда они удобно расположились в хижине, Инь Си сказал: «Я знаю, что вы собираетесь покинуть нашу страну. Позвольте же мне просить вас сначала написать книгу». После некоторых уговоров Лао-Цзы согласился и оставался у стража границы столько, сколько потребовала подготовка трактата «Дао дэ цзин» («Книга о пути и добродетели»), единственного дошедшего до нас произведения китайского мудреца. В простом понимании термин дао означает «природа бытия», дэ — «сила добродетели».
Как утверждают историки, изложив свои принципы в «Дао дэ цзине», Лао-Цзы подарил этот труд начальнику заставы, а затем ушел в горы, где, согласно некоторым источникам, дожил до 200 лет.
Вот несколько важных принципов, изложенных в «Дао дэ цзине» и других даосских трактатах.
1.«Мудрый избегает всякой крайности». Здесь подчеркивается важность сохранения равновесия и следования «золотой середине», поскольку одна крайность влечет за собой, другую, и человек попадает «из огня да в полымя», теряя равновесие и разрушая здоровье. Даосы предлагают эффективные системы оздоровительной гимнастики, выполняя которые, человек все время находится в равновесии. При этом развивается выносливость, накапливается внутренняя энергия.
2.«Побеждающий других силен, побеждающий самого себя могуществвен». Многие думают, что корень всех проблем — в окружающем мире: если мир изменится, тогда и людям будет хорошо. Даосы предлагают поступить иначе: изменить свое отношение к миру. Это подобно зонтику от дождя. Конечно, можно попытаться прекратить дождь на всей территории, где он идет, но это очень трудно, почти невозможно. Намного проще взять зонтик и защитить от дождя себя.
3. «Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое — из малого». Не стоит браться сразу за решение самых трудных проблем. Нужно иметь терпение и заниматься регулярно — каждый день, постепенно увеличивая нагрузку и развивая достигнутый результат.
4. «Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое — то, что погибает а нежное и слабое — то, что живет». Этот принцип широко используется в даосских оздоровительных гимнастиках, из которых наиболее известны ци-гун, тай-цзи и дао-инь (до-ин). Занимаясь ими человек выполняет мягкий массаж всего тела: мышц, сухожилий, суставов и внутренних органов. Таким образом можно сохранить гибкость и подвижность до глубокой старости, что предохраняет от гиподинамии, артрозов, сердечно-сосудистых заболеваний и многих других болезней. К тому же занятия силовыми видами спорта для людей в возрасте далеко не всегда эффективны — часто бывает полезнее позаниматься с минимальной нагрузкой, но дольше по времени.
5. «Вода — самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного. Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществить». Далеко не всегда проблему можно решить прямыми методами. Иногда требуется более гибкий и мягкий подход. Это важное предупреждение для тех, кто пытается восстановить здоровье «одним махом». В даосских оздоровительных гимнастиках все движения — плавные и текучие. Нет резких скачков, бросков, прыжков, ни одного стремительного рывка. Дыхание не нарушается, возникает чувство приятной легкости, даже приподнятости. Именно благодаря этой особенности такими упражнениями могут заниматься люди любого возраста, любой комплекции, даже те, кто страдает хроническими заболеваниями. (см. ДАОССКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ )
6. «Нет большего беспорядка, чем не довольствоваться тем, что имеешь; нет большей вины, чем желание приобретать». Лао-Цзы подчеркивал, что люди не должны иметь слишком много желаний. Иначе же, безмерно потакая своим желаниям, они получают обратный результат. Нужно уметь довольствоваться малым.
7. «Мудрый не занимается накопительством. Но чем больше он делает для других, тем больше прибавляется ему. Чем больше дает другим, тем богаче становится он сам». Здесь даосы вновь показывают, что наша жизнь — это «зеркальный мир», в котором противоположности все время переходят друг в друга: наши действия по отношению к другим людям отражаются, как в зеркале, и вновь возвращаются к нам. Это относится к разрушительным действиям, за которые (по принципу зеркала) человек сам себя наказывает, а также к добрым делам — за них человек будет вознагражден здоровьем и долголетием.
8. «Когда дело завершено, человек должен устраниться. В этом закон небесного дао». Невозможно тренировать и контролировать себя постоянно. После тренировки полезно расслабиться и полностью довериться своему организму. В это время включаются важные восстановительные процессы на уровне подсознания, а результаты занятия закрепляются. Таковы некоторые принципы, следуя которым, по мнению древних даосов, человек может достичь долголетия.