Предположительно в период между 2в. до н.э. и 2в. н.э. древнеиндийский философ Патанджали систематизировал накопленные к тому времени данные по йоге в своей книге «Йогасутра». Работа была написана в виде афоризмов, где кратко и схематично излагалась йога. Позже появились многочисленные комментарии к этому труду и комментарии к комментариям.
Патанджали описал Аштанга-йогу, или восьмиступенчатый путь тренировок:
- Яма
- Нияма
- Асана
- Пранаяма
- Пратьяхара
- Дхарана
- Дхъяна
- Самадхи
Продвигаясь вверх по этим ступеням, ученик достигает гармонии тела и сознания полного господства над собой.
Система Патанджали была признана практически всеми авторитетными последователями йоги. В ней отражены все аспекты йоги: Яма и Нияма составляют Крия-йогу; Асана и Пранаяма — Хатха-йогу; Пратьяхара, Дхарана, Дхъяна и Самадхи — Раджа-йогу; Джнани-йога и Бхакти-йога опираются на принципы Ямы и Ниямы. Карма-йога имеет отношение к любым действиям, следовательно, практическая реализация системы Патанджали — тоже Карма-йога, Лая-йога, Тантра-йога, Кундалини-йога, Мантра-йога, и Прана-йога — направления Раджа-йоги с элементами Хатха-йоги.
Подобная систематизация аспектов йоги несколько условна, поскольку, как уже упоминалось выше, они взаимосвязаны и проникают друг в друга. Например, Хатха-йога, хотя и опирается на Асану и Пранаяму, заимствует ряд положений Ниямы (диета, гигиенические приемы и т.п.), Пратьяхары (отвлечение чувств) и Дхараны (концентрация внимания).
Яма — правила общественного поведения. На этой стадии человек обучается гармонии с обществом, в котором живет. Живя в обществе, нельзя быть свободным от него, от связей с ним (экономических, культурных и др.). Человек — существо общественное. Все дальнейшие успехи в йоге целиком зависят от окружающих общественных условий и от способностей ученика гармонировать с ними.
Нияма — кодекс личного поведения. На этой ступени Ученик работает над внутренним самоусовершенствованием, очищая себя физически, умственно и духовно.
Асана — положение тела, поза. На этом этапе происходит обучение различным упражнениям для подготовки тела и сознания к дальнейшим ступеням.
Пранаяма — контроль над энергетическими процессами организма в основном с помощью дыхательных приемов и самовнушения.
Эти четыре ступени, способствуя культурному развитию личности, оказывают на нее также мощное психофизическое воздействие, гармонично ее совершенствуют, расширяют диапазон адаптации ко всевозможным отрицательным и чрезмерным раздражителям, создавая высокий уровень здоровья. Это и есть Хатха-йога.
Пратьяхара — отвлечение чувств, осуществление полного контроля над ними.
Дхарана — концентрация внимания, память, терпение, сдержанность.
Дхьяна — медитация или созерцание объекта.
Самадхи — устойчивая, управляемая Дхьяна, или состояние психического транса.
Последние четыре ступени дают человеку возможность полностью контролировать работу тела и сознания и управлять ими. Ему становится по плечу решение любых реальных задач. Но овладение этими стадиями возможно только с помощью компетентного учителя и после освоения первых четырех ступеней.