Для успешного продвижения в йоге необходимо сначала освоить Крия-йогу. Практика показывает, что, не проработав этой ступени, ученики по различным причинам не могут достичь сколько-нибудь серьезных успехов в йоге. Они или бросают занятия, или «топчутся на месте» не в состоянии реализовать свои планы.
Можно сразу приступить к следующей ступени — физическим упражнениям, но параллельно следует обязательно осваивать Яму — Нияму. Этот компромиссный вариант намного хуже традиционного подхода: первым делом обучиться Крия-йоге.
Итак, следует начать с начальной ступени — Ямы, установления гармонии с социальной средой, поскольку социальные факторы оказывают решающее воздействие на человека по сравнению с другими влияниями и к ним труднее приспособиться. Общественные отношения требуют от человека реакций широкого диапазона, часть из которых оказывает вредное влияние на его здоровье и отрицательно отражается на жизни общества. Для ликвидации психических «зажимов», отрицательных эмоций, психологических срывов существуют правила общественного поведения. Выполняя их, ученик предотвращает формирование в своей психике и поведении отрицательных черт. Ему не приходится стыдиться каких-либо плохих поступков, «краснеть» за себя. Он освобождается от пороков и вредных привычек. Его тело и сознание удерживаются в уравновешенном состоянии.
Почти все заболевания возникают вследствие прямых или косвенных психологических причин. Отрицательные эмоции, стрессы, вредные привычки, нехорошие, неправильные поступки ведут к заболеваниям тела и нарушениям психики. Заболевания могут проявиться даже спустя многие месяцы и годы после воздействия указанных выше факторов.
Для борьбы с этим рекомендуется первая ступень йоги Па-танджали. Ее название — Яма — несет определенную символику. Согласно индийской мифологии, Яма — бог смерти. Отсюда и позаимствован смысл слова. На первой ступени йоги ученик должен нанести смертельный удар своим порокам, неправильному поведению и мышлению. Эта ступень включает пять основных разделов.
Все остальные разделы логически вытекают из первого и расширяют его смысл.
Несоблюдение этих пяти правил пагубно для индивидуума и общества в целом, так как способствует насилию, лживости, воровству, распутству и жадности, одним словом, привносит хаос в отношения между людьми, что ведет к их страданиям и делает невозможным создание равновесия, гармонии сознания человека и всего общества.
Все вредные привычки и поступки вытекают из нарушений этих правил. В начале занятий йогой нужно заниматься изучением Ямы и самоанализом утром и вечером в спокойной обстановке не менее 15 мин и не более часа. Постепенно это войдет в привычку, установится постоянный автоматический (подсознательный) самоконтроль. Анализируя свое поведение, ученик должен выявить все свои плохие качества и бороться с ними. Для этого он должен культивировать противоположные, т. е. положительные, качества. Со временем они вытеснят из его слов, мыслей и действий все отрицательное. Если же все время думать о плохом, то оно еще крепче осядет в сознании, так как в коре головного мозга создается отрицательная доминанта. Итак, желательно концентрировать свое внимание на тех качествах, которые бы вы хотели приобрести, а не на тех, от которых хотите избавиться. Следует вырабатывать в себе дружелюбие, симпатию, сострадание к окружающим, радость, равнодушие к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя и др.), избегать общества плохих людей.
Ямой нужно заниматься постепенно (переходя с отработки одного правила на другое; все сразу реализовать нельзя), последовательно от менее трудных задач к более сложным, регулярно (практика Ямы должна быть постоянной, каждодневной). После освоения основных положительных качеств продолжайте совершенствоваться в деталях. Этот процесс должен продолжаться в течение всей жизни.
Когда пять предписанных правил будут отработаны, продолжая их совершенствовать, можно перейти к следующей ступени — Нияме.
Если Яма означает смерть порокам, то Нияма — это противоположное качество — возрождение, культивирование нового, естественного, положительного образа жизни, мышления. Нияма также состоит из пяти разделов.
a. Тапас тела (кайика) — соблюдение необходимых гигиенических процедур, предписываемых йогой, закаливание и тренировка тела (Хатха-йога). Йоги против аскетизма. Аскетизм — это крайность, дисгармония. Йоги предпочитают «золотую середину». Поэтому тренировка тела не должна превращаться в самоцель, самоистязание. Но и пренебрегать совершенствованием тела не следует, так как наше сознание в повседневной жизни реализует себя через тело.
b. Тапас речи (вачика) — говорить только правду, не употреблять бранных слов, не обижать своей речью других, не кричать на людей, словом, следить за культурой речи, контролировать свою речь. В гигиенических целях йоги рекомендуют не реже одного дня в месяц соблюдать абсолютное молчание (Маона). Оптимальный вариант — молчать один день в неделю (в выходной). В этот день старайтесь думать о возвышенном, о природе, космосе и т. п. и больше бывать на свежем воздухе. В речи всегда старайтесь быть кратким и конкретным и не говорите без необходимости. Уместно вспомнить пословицу: «Слово — серебро, молчание — золото».
c. Тапас ума (манасика) — культивирование спокойствия, уравновешенности, радостного, приподнятого настроения, положительных мыслей, чувств, эмоций. Устойчивый самоконтроль ума во всех обстоятельствах.
Правила Ниямы, так же как и Ямы, следует практиковать в течение всей жизни в делах, речах и мыслях, изучая и внедряя их постепенно, последовательно и регулярно.
Нужно сказать, что Яму и Нияму не следует изучать формально и выполнять прямолинейно. Это сделало бы человека роботом с заданной программой. Следует вдумчиво подходить к этим вопросам, руководствуясь общими положениями, претворять их в жизнь согласно конкретным условиям и обстоятельствам. Йог — не эгоист, с безразличием созерцающий страдания ближнего. Всегда следует подчинять свои мысли, слова и поступки общественным интересам, взяв на вооружение принципы гуманизма. Защита Отечества, борьба с несправедливостью, помощь слабому и т.п. — такой же священный долг для йога, как и для всех здравомыслящих людей.
Рассмотрим подробнее первый раздел Ниямы — Шаочу (внутреннее и внешнее очищение). Внутреннее очищение — это очищение ума от порочных мыслей, отрицательных черт характера и эмоций; развитие благожелательности и других добродетелей, что достигается выполнением положений Ямы и Ниямы.
Умение выйти из стресса без потерь во многом зависит от нашего характера и темперамента. Ответив на вопросы предлагаемого теста, вы сможете определить собственные возможности для выхода из подобных ситуаций
Исследования показывают, что употребление зеленого чая может снизить риск инсульта
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Исследование показало, что экстракт укропа может улучшить эластичность кожи, а также ее биомеханические свойства и внешний вид.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
В древнем Китае врачам было запрещено видеть своих пациенток обнаженными. Чтобы обойти этот запрет, врачи на вызовы в дом приносили с собой небольшую статуэтку обнаженного женского тела, вырезанную их кости. Эта статуэтка передавалась в спальню к больной. Она отмечала на статуэтке больные места и врач ставил свой диагноз на основе этой маркировки.