Показания к назначению: заболевания, сопровождающиеся бронхоспазмом - бронхиальная астма, хронический обструктивный бронхит.
Специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определенных звуков и их сочетаний строго определенным способом, при этом вибрация голосовых связок передается на гладкую мускулатуру бронхов, легкие, грудную клетку, расслабляя спазмированные бронхи и бронхиолы. Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесении тех или иных звуков. Этот факт используется для тренировки дыхательных мышц и более всего - диафрагмы. Применяются специальные согласные звуки: жужжащие (ж, з), свистящие и шипящие (с, ф, ц, ч, ш ), рычащие (р).
Лечебная физкультура при бронхиальной астме
Задача звуковой гимнастики - выработать соотношение вдоха и выдоха 1:2. По силе воздушной струи и вибрации все согласные звуки подразделяются на три группы:
1 максимальная сила - возникает при произнесении глухих согласных (п, т, к, ф, с), соответственно требуется и наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы;
2 среднее по силе напряжение - развивается при произнесении звонких согласных (б, д, г, в, з);
3 Наименьшая сила воздушной струи - при произнесении так называемых сонант ( м, н, л, р).
Все звуки следует произносить строго определенным образом, в зависимости от цели гимнастики. Например, при бронхиальной астме жужжащие, рычащие, шипящие звуки произносятся громко, энергично, возбуждающе, а при хроническом обструктивном бронхите с выраженной дыхательной недостаточностью - мягко, тихо, можно шепотом (успокаивающе).
До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» - «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой) и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение - «закрытый стон» - «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени, ладонями вниз.
Примерный комплекс
1-е занятие:
Упр.-1. Очистительный выдох. ПФФ - 5-7 раз.
2-е занятие:
Упр.-1. ПФФ - 3 раза.
Упр.-2. Закрытый стон. МММ - 3 раза. ПФФ - 1 раз.
Упр.-3. БРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.
3-е занятие:
Упр.-1, Упр.-2, Упр.-3.
Упр.-4 ГРРУФ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.
4-е занятие:
Упр.-1, Упр.-2, Упр.-3, Упр.-4 - повторить.
Упр.-5 ДРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.
5-е занятие:
Упр.-6. РРР - 3 раза и ПФФ - 1 раз.
Упр.-7. БРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.
6-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр.-8 ПРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.
Упр.-9 ЖРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.
7-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр.-10 КРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.
Упр.-11 ТРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.
8-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр.-12 ФРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.
Упр.-13 ЧРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.
9-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр.-14 ЦРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.
Упр.-15 ШРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.
Упр.-16 ХРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.
10-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр.-17 БРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ -1 раз.
Упр.-18 ГРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ -1 раз.
Литература
1.Восстановительная медицина: учебник. Епифанов В.А. 2013. - 304 с.: ил.
2. Лечебная физкультура и спортивная медицина: учебник для вузов / Епифанов В.А. - 2007. - 568 с.
3. http://psycheforum.ru/blog/123/entry-916-zvukovaia-gimnastika/