Достаточно часто возникают ситуации, когда пациенты просят или даже требуют от врача медицинскую карту. Это провоцирует большое количество конфликтов и недопониманий между медиками и гражданами, так как первые не в полной мере знают правовые аспекты, а вторые – уверены в своей правоте.
Обязаны ли медорганизации выдавать медицинскую карту на руки пациенту или можно только сделать выписку из нее?
На этот вопрос отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Александр Васильев:
«В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медорганизации информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, диагнозе. Пациент либо его законный представитель вправе по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них. Супруг (супруга), близкие родственники либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право получать медицинские документы, в том числе после его смерти, если пациент не запретил разглашение этих сведений. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 22 закона № 323-ФЗ).
Во исполнение этой нормы приказом Минздрава № 789н от 31.07.2020 утверждены порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них. Согласно п. 3 Порядка в случае направления запроса о предоставлении оригиналов медицинских документов пациенту либо его законному представителю предоставляется, в частности, копия или выписка из медицинской карты пациента, получающего помощь в амбулаторных условиях, за исключением случаев, когда документы формируются в электронной форме. При оформлении амбулаторной карты в электронной форме медорганизация по запросу изготавливает на бумажном носителе ее копию и выписку из нее. При наличии технической возможности амбулаторная карта и выписка из нее, подписанные усиленной квалифицированной подписью медработника (уполномоченного лица), направляются пациенту или его законному представителю в форме электронного документа.
Учетная форма № 025/у «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях», а также порядок ее заполнения утверждены приказом Минздрава № 834н от 15.12.2014. Согласно порядку, медкарта — один из основных учетных медицинских документов, используемых в медорганизациях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях. Она служит документальным подтверждением проводимых лечебно-диагностических мероприятий, в ней отражаются характер течения заболевания (травмы, отравления), а также все диагностические и лечебные мероприятия, проводимые лечащим врачом, записанные в их последовательности. Сведения, содержащиеся в медкарте, необходимы для составления отчетности по всем видам и формам, которые установлены для медорганизаций»
Выдача медицинской карты на руки пациенту возможна только с разрешения главного врача учреждения.
Исходя из этого можно сделать вывод, что медорганизация может, но не обязана выдавать медицинскую карту на руки пациенту.
Медицинские организации действительно не хотят выдавать карты на руки. Я прочитала статью. Но все равно считаю что это неправильно. Мне недавно нужна была карта, я хотела обратиться к другому врачу, потому что в моей клинике меня не могли подобрать лечение. И получается, что я сдала кучу анализов, а потом опять пришлось сдавать все заново для другой клиники. Ну и не давая мне карту, клиника скрывает или покрывает врачей, которые назначают неадекватные лечение