За долгие годы своей врачебной и психологической деятельности мне приходилось выслушивать немало жалоб пациентов на «провалы» и «отказы» памяти, а то и вовсе на полное ее отсутствие. Чаще всего это оказывалось следствием неумения правильно использовать возможности, отпущенные природой, а также отсутствием элементарных навыков использования резервов памяти. Кстати, теперь хорошо известно, что в обыденной жизни человек использует не более 8-10% потенциальных возможностей своей памяти. Улучшить эту важную функцию головного мозга можно с помощью специальных упражнений.
ВОСПИТАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ
1. Внимательно рассмотрите какой-нибудь хорошо знакомый вам предмет. Затем закройте глаза и представьте его во всех деталях. Откройте глаза, еще раз внимательно посмотрите на этот предмет и определите, какие подробности были вами забыты.
2. Попробуйте нарисовать этот предмет по памяти. Cpавнив рисунок с оригиналом, определите, что вы упустили.
3. Опишите по памяти черты лица знакомого вам человека. Затем, наблюдая за ним при встрече, уточните незамеченне вами детали.
4. Положите перед собой 7-15 мепких предметов, взгляните на них, а затем по памяти опишите.
5. Осмотрите комнату, постарайтесь запомнить что в ней находится. Затем, закрыв глаза, воссоздайте в подробностях увиденное.
6. Вспомните, каким голосом и с какой интонацией знакомый вам человек произносил какую-либо часто употребляеемую им фразу. Закройте глаза и постарайтесь вновь услышать ее. Повторите эту фразу вслух, а при встрече с этим человеком сравните «подлинник» с воспроизводимым воспоминанием.
7. Хорошенько разглядите подброшенный и падающий предмет, а затем опишите его с наибольшей точностью.
Регулярное выполнение этих упражнений будет развивать вашу память. Результаты тренировок проявятся в том, что образ любого наблюдаемого вами предмета (объекта) будет быстро запоминаться и надолго удерживаться в вашей памяти.
6 СПОСОБОВ ЗАПОМИНАНИЯ
1. Найдите в лице человека, имя которого вам необходимо запомнить, какую-нибудь необычную черту. Например: размер и форма носа, ушей, губ, шрамы, морщины или складки очертания рта. Когда вы посмотрите на этого человека в cледующий раз, ваши глаза вернутся к этой черте и помогут вам «вытащить» из памяти его имя.
2. Когда вам представляют человека, сосредоточьте свое внимание на его имени, не слишком вникая в то, что будет сказано далее. При этом сразу же попробуйте создать с этим именем «дразнилку», как это вы делали в школе (к примерУ- «Саша — манная каша», «Гришка — коврижка», «Лариса-крыса" и т.п.). Только потом не следует увлекаться произнесением этих дразнилок вслух!
3. Взгляните на этого человека несколько раз, чтобы усилить ассоциации. Чем чаще вы будете бросать взгляд на этого Человека, тем сложнее вам будет забыть его имя.
4. Представьте имя этого человека в виде какого-либо образа (например, Светлана — яркий свет в окне, или Игорь - Игла и т.п.).
5. Повторяя имя, используйте свое воображение для создания запоминающегося образа с определенными чертами лица, к примеру, «Ушастик», «Губастик», «Усатик», «Носатик» и т.д.).
6. Попробуйте запомнить имя человека с помощью ассоциации, используя какую-либо отличительную черту в его облике. Причем, чем более абсурдными, нелепыми, даже фантастическими будут эти ассоциации, тем лучше вы запомните этого человека и его имя, как только увидите его (ее) лицо в следующий раз. Помните, как в школе мы выучивали для запоминания цветов радуги фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Или определение биссектрисы, которая «есть такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам»? Вот и изобретайте, придумывайте в помощь свой памяти нечто подобное!
Тренировать и упражнять свою память следует в любом возрасте. Кстати, ссылками на плохую память чаще всего грешат вовсе не пожилые люди, а школьники и студенты, не умеющие правильно организовывать свой учебный процесс, игнорирующие рациональный режим умственного труда и отдыха, не умеющие сопротивляться лавине обрушивающихся на них стрессов, или же просто ленивые люди!
ЕЩЕ 10 ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ
1. Не пытайтесь перегружать утомленную голову чрезмерным количеством информации — лучше с вечера просто ознакомиться с тем, что вам нужно знать, а тем более выучить. Утром попробуйте встать на 1 -1,5 часа раньше обычного. Сделайте разминку. Примите душ (лучше контрастный). Разотритесь докрасна полотенцем и приступайте. Вскоре вы увидите, что за 1,5 часа утренних занятий в вашей памяти останется больше информации, чем за весь вечер и бессонную «трудовую» ночь! Вот только не сидите все время за своим рабочим столом — через каждые полчаса на 1-2 минуты переключайтесь на другой вид деятельности. Лучше всего разминайтесь.
2. Никогда и никому не говорите, что у вас плохая память! Человек способен поддаваться самовнушению.
3. Избегайте повторять на работе (особенно в присутствии вашего руководителя:) как бы оправдывающую вас фразу: «Опять забыл (а) — ну что поделаешь—склероз!» Будьте уверены, подобные фразы понизят ваш рейтинг.
4. Постоянно вспоминайте и рассказывайте самому себе прочитанное или увиденное.
5. Чаще считайте в уме! К примеру, вы стоите в очереди в кассу — не теряйте времени зря, прикиньте в уме, сколько вам нужно заплатить. Выгода здесь тройная: тренировка памяти, время пройдет быстрее, к тому же вас не обсчитают!
6. Ежедневно (или, как минимум, два-три раза в неделю) учите стихи!
7. Попробуйте перед сном в деталях вспомнить весь прошедший день с утра до вечера. Само собой разумеется, не следует «разматывать» воспоминания уходящего дня, если в нем были какие-то волнующие, тревожащие вас события, по скольку это может только помешать вашему засыпанию,нарушить сон.
8. Используйте свою (присущую большинству людей) способность к самовнушению. Утром и вечером по 30 раз убедительно повторяйте, внушайте себе: «Сегодня моя память улучшилась! С каждым днем моя память становится все лучше и лучше! Я начинаю пользоваться всеми резервами своей памяти!»
9. Если вы забываете какое-то определение, нужное вам слово, воспользуйтесь таким приемом: составьте с ним короткую рифмованную или же просто нелепую по смыслу фразу.
Например: «печь» - «рыба-меч влезла на печь» или же «калька» — «суп-пюре с калькой» и т.п.
10. Ну а если вам необходимо что-то заучить механически, попробуйте разбить текст на смысловые куски, выделив при этом главное и второстепенное, сложное и простое, аргументированное и бездоказательное. В заключение хочу напомнить о том, что главное — не бояться загружать свою память в любом, даже в самом пожилом возрасте! Ведь, как известно, даже мышцы без надлежащей тренировки атрофируются. А потому максимально нагружайте свою память, резервы которой весьма и весьма велики.
Евгений ТАРАСОВ, психотерапевт высшей категории. Журнал «Предупреждение» № 8, 2008 г.