Психическое здоровье детей специалисты называют одним из важнейших ресурсов общества. Вопросы в сфере профилактики психических расстройств и продвижения ценностей психического здоровья среди детей и подростков в Российской Федерации и за рубежом обсудили на II Конгрессе «Психическое здоровье человека XXI века», который прошел с 05 по 07 октября 2018 года в Москве в Конгресс-центре (Центр Международной торговли).
Данные официальной медицинской статистики последних десятилетий свидетельствуют о стойкой тенденции к росту психических расстройств в детско-подростковой среде. Так, по данным ВОЗ, дети и подростки с различными нарушениями психического здоровья составляют примерно 20% от общей численности детско-подросткового населения. При этом в Европе эпидемиологические исследования дают оценку от 14 до 32% в зависимости от возраста и гендерной принадлежности. Основная масса психических проблем взрослых начинаются в детстве, причем в 50% случаев они начинаются в возрасте до 15 лет, а в 75% случаев – до 18 лет.
Своевременная профилактическая работа имеет чрезвычайно важное значение. Благодаря внедрению эффективных превентивных и лечебных стратегий можно предотвратить появление нарушений и смягчить последствия уже образовавшихся отклонений. Для этого необходимо работать с проблемой социального отторжения и менять отношение в обществе к людям, страдающим психическими заболеваниями, а также выявлять детей, находящихся в зоне риска, делать медицинские услуги более доступными. «Организации здравоохранения, образование, социальные службы и волонтерские движения должны работать вместе. Качество услуг зависит от тщательной подготовки кадров, контроля и учета результатов последних исследований, - утверждает Гордана Милавич, ведущий консультант в области детской и подростковой психиатрии в специализированной службе клиники имени Маудсли (Лондон, Великобритания), член оргкомитета Конгресса.
С самого рождения ребенка его жизнь должна быть организована таким образом, чтобы были условия для полноценной реализации возможностей его развития на каждом возрастном этапе. В этом важная роль отводится образованию, которое является важным средством для передачи знаний, практических навыков, необходимых для формирования качеств, помогающих адаптироваться к динамичному характеру современного мира, личностному и профессиональному росту, преодолению жизненных трудностей, что в конечном итоге определяет его благополучие и успешность в настоящем и будущем. «Образовательная среда имеет важнейшее значение для укрепления детского эго и развития психического здоровья детей. Она дает детям и подросткам чувство идентичности и собственной значимости. Включение аспектов охраны психического здоровья детей в стратегии развития образовательных систем приносит положительные результаты», - отмечает Мохаммед Ходаярифард (Иран), профессор детской клинической психологии, декан факультета психологии и образования Университета Тегерана, член оргкомитета Конгресса.
Для детей с нарушениями психического развития образование приобретает еще большее значение, поскольку здесь оно, помимо своей основной задачи, осуществляет лечебно-психоортопедические и реабилитационные функции. При этом клиническая и индивидуально-психологическая специфика различных нарушений психического развития определяет специфику образовательной стратегии и тактики по отношению к каждому ребенку, а также целый ряд сопутствующих проблем, требующих своего последовательного решения на протяжении всего жизненного цикла человека. «Образование имеет решающее значение для развития молодежи, особенно тех 20%, которые имеют психические расстройства, являющихся ведущей причиной инвалидности и ранней смерти. Скрининг, ранняя диагностика и лечение необходимы для их предотвращения. Медицинские работники (особенно занятые в сфере первичной медико-санитарной помощи), а также официальные лица и руководство должны получать образование, позволяющее обеспечить надлежащие меры и распределение ресурсов для оказания помощи лицам с психическими расстройствами», - считает Беннетт Л. Левенталь (США), почетный профессор детской и подростковой психиатрии Университета Чикаго, почетный член Всемирной психиатрической ассоциации (США), приглашенный лектор Конгресса.
На площадке Конгресса пройдет более сорока международных научных и социально-культурных мероприятий, повестки которых содержат вопросы по охране психического здоровья детей и подростков.