ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗГИБЫ
Как известно, позвоночный столб - и не столб вовсе. Он скорее похож на букву S, то есть имеет четыре изгиба -шейный и поясничный лордозы (прогибы), а также грудной и поясничный кифозы (выпуклости). Благодаря этим физиологическим изгибам позвоночник пружинит при любых движениях, смягчая сотрясения и удары, передающиеся от позвонка к позвонку, когда ребенок бегает, прыгает, ходит, вертится, наклоняется.
Заметьте: все 4 предусмотренных природой изгиба позвоночника происходят в передне-заднем направлении. Вбок он отклоняться не должен! Когда такое случается, речь идет о сколиозе.
При далеко зашедшем процессе отдельные позвонки оказываются повернутыми вдоль своей продольной оси -такое смещение называют торсией. Выявить ее можно только с помощью рентгенологического исследования. А вот нарушения осанки родители могут обнаружить и сами.
ТЕСТЫ НА СКОЛИОЗ
1. Разденьте ребенка, поверните к себе спиной и внимательно осмотрите. На одном ли уровне плечи? Ровно ли держит голову? Для сколиоза характерен чуть заметный наклон головы в сторону искривления дути позвоночника. Пометьте остистые отростки позвонков ( они выступают посередине спины) точками, обмакнув ватную палочку в зеленку. Все точки должны находиться одна под другой!
2.Воспользуйтесь отвесом - нитью с грузом на конце. Опустите ее вдоль детского позвоночника. Если патологических изгнбов нет, проведенная вами пунктирная линня совпадет с нитью отвеса.
3. Еще один важный момент осмотра -линия, проходящая по краю ягодичных складок. Они должны быть на одном уровне! Их смещение - одна ниже, друrая выше может свидетельствовать не только об искривлении позвоночника, но и о нарушении функции тазобедренных суставов, а также о разной длине ног. Даже если одна короче другой всего на несколько миллиметров, разницу нужно обязательно выявить и устранить.
4. Посмотрите на ребенка сбоку: нет ли сутулости? Не чрезмерен ли поясничный прогиб? А теперь попросите школьника наклониться вперед со свободно опущенными руками, не сгибая ног. Так выявляют реберное выбухание при верхнегрудном и грудном типах сколиоза, а также мышечный валик в области поясницы, который появляется при искривлении нижнего отдела позвоночника. Заметив даже небольшие отклонения от нормы, покажите ребенка ортопеду. Нераспознанный сколиоз всегда прогрессирует. Особенно когда затронут грудной отдел позвоночника.
Ежедневно контролируйте детскую осанку: ставьте ребенка к двери или стене и следите, чтобы он касался опоры пятками, икрами ног, ягодицами, лопатками и затылком. Пусть запомнит зто положение и постарается его сохранять. Именно так юных принцев и принцесс с ранних лет учат держать. спинку. Если им удается усвоить королевскую осанку, то и ваш ребенок тоже сможет закрепить в памяти этот навык.
УПРАЖНЕНИЯ
Детская осанка зависит от тренированности мышц - разгибателей спины, расположенных вдоль позвоночного столба. А в поясничной области позвоночник поддерживает мышца, которая называется "выпрямитель туловища". Состояние мышц брюшного пресса тоже влияет на осанку - их напряжение, создающее нужную степень внутрибрюшного давления, поддерживает позвоночник спереди. Ребенок должен ежедневно тренировать их. Следующие упражнения следует повторять 8-10 раз.
• Исходное положение (и. п.) -лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища. На выдохе нужно приподнимать таз с опорой на стопы, локти и плечи.
• И. п. -то же. Поочередно поднимать прямые ноги.
• И. п. -то же. Попросите ребенка поднять правую ногу и описать ею З круга вправо, а затем сосчитать до 5 и описать З круга влево. То же самое - левой ногой.
• И. п. -лежа на животе, руки согнуты в локтях и сложены перед лицом ребенка. Он должен по очереди сгибать ноги в коленях, стараясь достать пяткой ягодицу. Затем нужно повторить то же самое двумя ногами вместе.
• И. п. -то же. Пусть ребенок вытянет ·прямые руки перед собой и прогнется, стараясь оторвать руки и ноги от пола.
• И. п. -лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища. Попросите ребенка прогнуться, поднимая грудь и ноги, как будто изображая ласточку. Пусть побудет в этом положении, сколько сможет, пока не почувствует, что устал.