Неврозы у детей

Обновлено:2012-10-07

С давних времен было замечено различие характеров и темпераментов людей. Знаменитый в древней Греции врач Гиппократ разделял людей по темпераменту на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов. И. П. Павлов доказал, что различия темпераментов или типов высшей нервной деятельности связаны с особенностями основных нервных процессов — возбуждения и торможения, которые постоянно сменяют друг друга, что обеспечивает возможность переключения, то есть перехода от одного состояния к другому (например, работа, отдых, сон). Все эти действия характеризуются различной степенью напряжения возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга.

неврозы у детей

При преобладании процесса возбуждения дети очень подвижны, веселы, жизнерадостны, общительны, любознательны. Если игра или дело их интересуют, они способны заниматься ими долго, но быстро отвлекаются, когда занятие покажется им скучным. При преобладании тормозного процесса дети более медлительны, спокойны, трудолюбивы, настойчивы. Они могут длительно заниматься одним делом, но не любят, чтобы их отвлекали, им трудно сразу переключиться на другое занятие. Эту подвижность возбудительного и тормозного процессов, как и их интенсивность, с которой, связана способность клеток коры головного мозга давать быстрый и правильный ответ на различные раздражители окружающей среды, необходимо учитывать при воспитании ребенка.

У детей, отличающихся преобладанием тормозных процессов, неврозы отмечаются сравнительно редко. Дети с преобладанием процессов возбуждения не способны заняться чем-нибудь одним даже в течение сравнительно короткого времени. Задание, связанное с длительным пребыванием в одном положении, может явиться для них «сверхсильным» и, вызвав перенапряжение и без того слабого тормозного процесса, привести к развитию невроза.

Чаще всего неврозы возникают у детей со слабым типом нервной системы, когда оба процесса — и возбуждение, и торможение — ослаблены и вследствие этого любой раздражитель может оказаться для них «сверхсильным». Правда, воспитание этих детей доставляет меньше хлопот родителям, так как обычно они послушны, пассивны, робки, нерешительны, боязливы и мнительны. Причиной невроза у них может быть любая неприятность, неспокойная обстановка дома, получение плохой отметки в школе, страх перед наказанием и тому подобное.

Работами И. П. Павлова и его учеников доказано, что формированию спокойного, уравновешенного характера у ребенка способствуют правильное воспитание, спокойная обстановка дома, ровные отношения родителей между собой и к своим детям. Изнеживающее воспитание, ограждение ребенка от необходимого ему общества других детей приводит к развитию определенных отрицательных характерологических особенностей.

Основой воспитания ребенка является выработка у него определенной системы рефлексов. Под рефлексом понимается ответная деятельность организма на то или иное раздражение. Воспитание ребенка,обучение его тем или иным навыкам основывается на образовании у него нужных, полезных условных рефлексов, например обучение захватывать ручкой предметы, приучение пользоваться горшком и т. д. Процесс воспитания и заключается в образовании тех рефлексов, которые нужны ребенку в жизни, и торможении ненужных, вредных навыков.

У большинства детей, родители которых обращаются к врачу с жалобами на их «нервность», выявляются те или иные дефекты воспитания. Воспитание надо начинать с самых первых месяцев жизни, так как именно в раннем возрасте у ребенка легко вырабатываются стойкие и прочные условные рефлексы.

Большое внимание необходимо уделить выработке пищевого рефлекса и правильной организации сна. С первых месяцев жизни следует кормить ребенка и укладывать спать в определенные часы. Как бы ни хотелось взрослым поиграть с малышом, ни в коем случае нельзя задерживать его отход ко сну. И не только потому, что он «перегуляет», перевозбудится и долго не сможет заснуть, но и потому, что самый сон станет неспокойным, малыш будет вздрагивать во сне, часто просыпаться, кричать. Частое нарушение сна приведет к повышенной нервности ребенка.

Большое значение имеет своевременное воспитание навыков опрятности, для чего надо сначала вовремя менять мокрые пеленки, а затем постепенно приучать проситься на горшок. Несоблюдение этого правила приводит к тому, что ребенок и дальше растет неопрятным, нередко до полового созревания мочится в постель, в штаны.

Уже с начала второго полугодия жизни следует вводить условный раздражитель —слово «нельзя», сочетая его с безусловным раздражителем (отведение ручки, если ребенок дергает мать за волосы, хлопает ее по лицу и т. п.). Постепенно слово «нельзя» станет для малыша условным тормозом. Чрезвычайно важно, чтобы в семье было единое мнение о необходимости послушания. Если мама запрещает, а бабушка разрешает, или обе запрещают, а папа разрешает, или запрещают то, что раньше разрешалось, наказывают за то, на что раньше смотрели с милой улыбкой, дети, как уже отмечалось, растут капризными, упрямыми, непослушными. Используя разногласия между близкими, они приучаются лицемерить, хитрить. Более того, непонимание смысла наказания приводит к бурной реакции протеста, а иногда и к развитию невроза.

Нередко бывает так. До пяти или семи лет ребенок растет единственным в семье. Ему все разрешается, любое его желание немедленно удовлетворяется; он не имеет представления, что такое «нельзя». Но вот у него появляется брат или сестра. Помимо того, что любовь родителей и близких, которая раньше принадлежала ему одному, теперь поделена между двумя детьми (что иногда переживается болезненно), старший ребенок вдруг становится «большим» и ему предъявляются требования, хотя и правильные, но непривычные, непосильные для него. Ранее единственный объект заботы и ухода, ребенок резко, психологически не подготовленный к этому, переходит в положение ухаживающего за младшим и выполняющего различные обязанности по дому. Сочетание психологической травмы с физической перегрузкой, повторяем — при неправильном, нечутком отношении родителей (особенно при рождении нового ребенка от второго брака) нередко формирует «трудный» характер, а это и способствует развитию невроза. Дети, которых оберегают от малейших трудностей, лишают самостоятельности, воспитывают в искусственных, оранжерейных условиях, растут неумелыми, неловкими, несмелыми, в школьном возрасте терпят неудачу за неудачей, нередко расплачиваясь за ошибки родителей нервными расстройствами.

Другой крайностью является чрезмерная перегрузка ребенка внешними раздражителями, обилием впечатлений. Так, непосильно для ребенка трех—пяти лет заучивание длинных стихотворений, частое посещение кинотеатров, просмотр телевизионных передач, чтений книг, не соответствующих возрасту. Все это может привести к развитию невроза. Внимание детей, которым не дают сосредоточиться на том, что доступно их возрасту, рассеивается, и в дальнейшем это может неблагоприятно отразиться на школьной успеваемости.

Пример. Из Наташи С, очень способной и живой девочки, дома делали «чудо-ребенка». В детском саду она была любимицей воспитательницы, которая всячески выделяла Наташу из среды других детей. Девочка выступала на концертах, сама сочиняла стихи и рассказы. Кроме того, ее научили рисовать, лепить, часто вели с ней длинные беседы о литературе, о живописи и т. д. Наряду с этим, девочка была ограждена от каких бы то ни было обязанностей, вся работа по дому доставалась младшей сестре, спокойной, собранной девочке. Постепенно Наташа и сама привыкла считать себя лучше, умней и талантливей других. Между тем домашняя обстановка сложилась неблагоприятно: отец ушел из семьи, появился отчим, отношения с ним у Наташи стали неважными, ее стали заставлять делать ту работу, от которой раньше она освобождалась. Неудивительно, что она делала это хуже младшей сестры, и ее стали справедливо упрекать. Плохо сложились у нее отношения в классе. Наташа считала, что ее недостаточно ценят, не уделяют ей должного внимания, а только «используют» для выпуска стенгазеты. Девочка стала плохо учиться, у нее развилось недержание мочи, и она в 10 лет была положена в клинику нервных болезней.

Очень частой причиной детской нервности является неблагоприятная семейная обстановка: скандалы, ссоры, распад семьи. Особенно тяжело отражается на детях пьянство отца или обоих родителей. Именно на этой почве происходят в семьях отвратительные сцены, травмирующие психику детей, уродующие их нравственно. Как правило, дети алкоголиков плохо учатся, сторонятся товарищей, они угрюмы и замкнуты. Нередко, подражая взрослым, они сами приобщаются к алкоголю, попадают в дурную компанию, совершают хулиганские проступки.

Дети чрезвычайно чутко реагируют на малейшее неблагополучие в семье, становятся раздражительными, плаксивыми, теряют в весе, у них нарушается сон, аппетит. На этой почве возникают наиболее тяжелые неврозы, вплоть до истерических параличей, припадков, слепоты, глухонемоты и других проявлений, которые часто трудно поддаются лечению.

Необходимо помнить, что предупредить развитие неврозов у детей значительно легче, чем их лечить.

Воспитание ребенка нельзя заменить «дрессировкой». Постоянные замечания, окрики, запрещения, подавление инициативы приводят либо к развитию упрямства, злобности с активным выражением протеста, либо (особенно у детей с более слабой нервной системой) к безволию, апатии. К строгости, наказанию надо прибегать по возможности реже и лишь после того, как исчерпаны другие меры воздействия.

Большое значение в предупреждении детской нервности имеет режим дня с учетом возрастных особенностей ребенка, а также состояния его здоровья. После перенесенных заболеваний (грипп, воспаление легких, инфекционные болезни) отмечается временное ослабление нервной, системы, что требует на определенное время более щадящего режима.

Исключительное значение для профилактики детской нервности имеют все виды закаливания организма, пребывание на свежем воздухе, гимнастика, спорт, посильный физический труд.

Следует подчеркнуть, что у нервных родителей спокойные дети — исключение. Спокойная, дружная семья, наличие общих интересов у ее членов, уважение личности ребенка являются верным средством профилактики нервности у детей.

Литература
Родителя о детях. Под ред.А.Ф.Тура. И.:Медицина, Ленинград, 1975 г, 335 стр.

 

 

 

комментарии КOММЕНТАРИИ: 0

Решите задачку: 10+10 =

Администрация сайта med39.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!