Развитие психики ребенка – это очень сложный, генетически обусловленный процесс, который заключается в последовательном формировании основных психологических функций и реализуется под воздействием внешних явлений. Основные психические функции человека это:
Специалисты в области психологии выделяют следующие нарушения развития психики у детей:
Задержки в формировании психики у детей и способы их корректировки – это серьезная проблема. Впервые обозначение «задержка развития психики» был введен в конце пятидесятых годов прошлого века. Замедление формирования психики – это созревание психики, идущее с замедлениями по сравнению с установленными нормами. Начало замедления психического развития (ЗПР) приходится на ранний детский возраст, без предыдущего отрезка нормального формирования. В отличие от психических расстройств ЗПР протекает стабильно, без обострений и ремиссий. О задержке в формировании психики можно говорить до того, как ребенок пойдет в школу. Если признаки отставания остаются и в школьном возрасте – уже говорят об олигофрении.
Согласно статистическим данным, как самостоятельное состояние, задержка в формировании психики у детей встречаются не более чем у 2 %, и от 8 до 10 % ЗПР - это одно из проявлений общих заболеваний психики.
Механизмы возникновения заболевания изучены мало. По мнению психиатров, главный механизм – это нарушение в формировании сложных мозговых систем, принадлежащих преимущественно к лобным отделам коры больших полушарий, отвечающих за поведение и деятельность человека. ЗПР делят на две категории: первичная и вторичная. Вторичное замедление проявляется на фоне нормального состояния мозга при сопутствующих хронических соматических заболеваниях, сопровождающихся церебральной недостаточностью, например, порок сердца.
В раннем возрасте нервная система ребенка еще не зрелая, поэтому у детей с ЗПР могут наблюдаться отклонения в двигательных и общих психических функциях. Говорят об общем замедлении психомоторного развития ребенка с выраженными отставаниями функций психики. У детей после трех лет, вероятно проявление более заметных проявлений в отставании формирования психики: отставание в развитии речи, эмоциональное недоразвитие, неадекватное поведение в обществе, недоразвитие моторных навыков и т.п.
О показателях нормального развития ребенка (рост, вес, психомоторное развитие и т.д.) читайте в разделе Развитие ребенка
Недостаток интеллектуально развития в раннем возрасте маскируется неразвитостью речи. Когда дети с ЗПР идут в школу, интеллектуальная недостаточность становится более заметной и проявляется в бедном запасе сведений об окружающем мире; трудностях счета, письма, пересказа текстов; непонимания смысла преподнесенной учителем информации, незрелости поведения.
Причины ЗПР у детей могут быть разными:
Оценка психического развития ребенка включает:
При ЗПР часто присутствуют другие расстройства эмоционального и поведенческого характера, например:
Для анализа психического развития детей применяются специальные тесты, например, денверовский тест, шкала Бейли и другие.
Лечение детей с задержкой психического развития должно быть комплексным, с привлечением неврологов, специалистов в области психологии и психиатрии, педиатров, логопедов. Коррекция при ЗПР требуется длительная. Используются психолого - педагогические коррекционные методы, заключающиеся в улучшении эмоционального развития и овладевания ребенком коммуникативными навыками.
Если этого оказывается недостаточно, прибегают к медикаментозному лечению. При медикаментозном лечении используют преимущественно препараты, обладающие ноотропным эффектом (noos в переводе с греческого, означает мышление; tropos переводится как направление). По мнению специалистов, ноотропные препараты оказывают стимулирующие действие на развитие центральной нервной системы, способствуют улучшению памяти, увеличивают устойчивость головного мозга к нехватке кислорода и вредным воздействиям внешних факторов, оказывают положительное влияние на способность к запоминанию, восприятию, мышлению, общению, проявлению эмоций и воли.
Для лечения ЗПР применяется целый ряд препаратов:
Подбор лекарственного препарата осуществляется с учетом состояния ребенка и индивидуальных особенностей его организма. Главным фактором выступает степень возбудимости ЦНС. Если у ребенка повышенная степень возбудимости назначают средства не обладающие возбуждающим действием (Пикамилон, Пантогам, Глицин, Мексидол, Кортексин, Фенибут, Церебрум композитум Н, Фезам, Энцефабол) или назначают ноотропные препараты в комплексе с седативными (Магне В6, Валерианахель, Нервохель, Лецитин). В случае отсутствия эпилептиформной активность назначают ноотропные препараты. Желательно применять монотерапию.
КOММЕНТАРИИ: 0
Администрация сайта med39.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!