Большинство детей первые слова начинают произносить к 12 месяцам, некоторые — чуть раньше, другие — чуть позже: Хорошо, если ребенок к году говорит 8-10 слов; к двум годам ребенок должен объясняться короткими фразами, его словарный запас увеличивает ся до 200-300 слов, а к трем годам пополняется в 5 раз и составляет около 1000 слов.
Дети обычно наследуют особенности языкового развития матери или отца. Узнайте у своих родителей, как развивалась речь у вас, и тогда вы поймете, чего можно ожидать от вашего ребенка. Многие дети начинают понимать речь рано, а говорить — поздно, поскольку мышцы рта и языка у них запрограммированы на более позднее или медленное развитие.
Девочки начинают говорить раньше, чем мальчики. Возможно, это объясняется различием между полами, но, возможно, и тем, что мальчики чаще рождаются крупными и поэтому несколько больше расположены к гипоксическим и травматическим повреждениям в процессе родов. Отсюда и задержки в развитии речи.
Важную роль играет и то, где, как и с кем проводит ребенок большую часть дня. Общение с другими детьми стимулирует развитие речи. Нередко дети, посещающие детские учреждения (ясли, детский сад), начинают говорить раньше, чем при индивидуальном уходе, — в силу необходимости, поскольку их желания и просьбы персонал не понимает и выполняет хуже, чем мама или няня.
Если ребенок на несколько месяцев отстает в речевом развитии, но при этом понимает обращенную к нему простую речь, например, «Пойдем гулять», «Помаши мне ручкой», «Не трогай!», то вам не о чем беспокоиться. Ваш ребенок осваивает речь, но просто еще не произносит слова. Но если ребенок к двум годам не говорит или в 3-4 года говорит так, что невозможно ничего понять, то лучше принять необходимые меры, чтобы стимулировать правильное речевое развитие. К сожалению, у современных детей нередко речь не только запаздывает, но бывает нечеткая, они меняют слоги местами, произносят слова так, словно у них каша во рту (дизартрия). Все чаще встречаются дети, которые не могут четко произносить слова даже к началу посещения школы. Раньше считалось, что дети с дизартрией должны заниматься с логопедом после 5 лет. Сегодня это мнение изменилось, и если ваш ребенок говорит невнятно, то старайтесь посещать занятия с логопедом не позже 3-летнего возраста.
- Для того чтобы ваш ребенок заговорил, вы должны вести с ним постоянный односторонний разговор, даже если вам иногда кажется, что это бессмысленно и ребенок не обращает внимания на вашу речь. Спокойно и членораздельно называйте все предметы, которые вы показываете ребенку. Повторяйте это по нескольку раз.
- Ни в коем случае не говорите с ребенком на «детском» языке, сюсюкая, картавя и искажая слова («бика», «кака»). Это может запутать ребенка и не поможет в освоении правильной речи.
- Разговаривайте с ребенком, чем бы вы ни занимались. Рассказывайте ему про все, что вы видите с ним на прогулке: про деревья, цветы, детей, которые играют, и т. д. Когда вы переодеваете малыша, называйте предметы одежды, части тела; когда накрываете на стол, объясняйте, где стол, стул, тарелка, ложка и т. д.
- Читайте ребенку книжки с картинками, рассматривая и объясняя ему картинки. Находите на картинках знакомые малышу предметы и старайтесь показать и объяснить новые. Вначале читайте самые простые книжки или легкозапоминающиеся стихи. Родителям, конечно, неинтересно читать одно и то же, но малыши любят по многу раз слушать одни и те же истории. Не стремитесь быстро усложнять книжки. Чтение книжек с картинками лучше помогает приобщить малыша к чтению и к тому же развивает речь.
- Пойте ребенку простые песенки, повторяйте их часто, пусть ребенок при этом хлопает в ладошки или притопывает ножками. Все это будет пополнять его словарный запас.
- Поощряйте любые попытки вашего малыша говорить, даже если вы ничего не поняли. Постепенно вы научитесь понимать его речь, а пока пытайтесь угадывать его желания по косвенным признакам и задавая вспомогательные вопросы. Если ребенок трет глазки, спросите его: «Ты устал и хочешь спать?», если он тянется к чашке: «Ты хочешь пить?» В случае, если вы совсем не поняли ничего из сказанного малышом, проявите заинтересованность фразой вроде: «Гм-м, это очень интересно».
- Если вам удалось понять, что хочет ребенок, четко повторите все, что он сказал: «Ты хочешь сока?», «Да, это зайка». Говорите четко, ясно, выразительно.
Использовалась литература
1. Здоровье вашего ребенка. Новейший справочник./Под рек. В.А.Александровой.Изв-во Эксмо, 2003 г.