Двигательное беспокойство у детей

К неотъемлемым свойствам здорового детства относятся высокая внутренняя и внешняя подвижность, веселье и радость от движения, живая мимика и жестикуляция, незаторможенное внимание ко всякому новому явлению, любознательность, впечатлительность. Но как часто мы встречаем детей с повышенной двигательной активностью, выходящей за рамки возрастных норм. При этом развитие детей и преодоление их каждодневных проблем затруднены. Такие дети беспокойны, непоседливы, сверх меры разговорчивы, рассеянны, неаккуратны, в школе невнимательны, двигательно расторможены и являются нарушителями спокойствия в школе. Лишь на короткое время их активность можно ограничить уговорами, страхом перед наказанием или самим наказанием.

Такая чрезмерная активность обусловлена психогенными или органическими причинами. Из психогенных факторов нужно упомянуть психологические последствия хронических заболеваний, особенно длительных и тяжелых, при которых ребенок находится в исключительной по сравнению со здоровыми сверстниками ситуации. Будучи ослабленным, он легче впадает в беспокойство и панику. Из органических поражений в первую очередь следует назвать отдаленные последствия родовой травмы, которую иногда могут не заметить в родильном доме, реже это травмы черепа при несчастных случаях или перенесенные заболевания мозга.

Чаще всего таким детям ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция». По разным оценкам, от 20 до 70 % детей имеют остаточные явления перинатальной энцефалопатии — различные нарушения деятельности центральной нервной системы (головного и спинного мозга), вызванные действием неблагоприятных факторов, чаще всего гипоксии, во время внутриутробного развития, в период родов или в ранние сроки после рождения. Обычно родители расценивают эти признаки как «плохой характер», ошибки воспитания или признаки школьных трудностей, как дурные привычки, обусловленные педагогическими промахами, или как невроз. Но очень часто истинная причина этого - незамеченные или недолеченные последствия энцефалопатии.

Что же такое минимальная мозговая дисфункция и как она проявляется? Как правило, у ребенка отмечаются легкие нарушения моторики (он неловкий), общее беспокойство (не сидит на одном месте, вертится, крутитcя , ерзает), он не может сконцентрировать внимание, постоянно отвлекается. У таких детей часто отмечаются нарушения речи (ребенок заикается, лепечет или патологически болтлив), могут быть легкие нарушения слуха, повышенная раздражительность, легкая смена настроения, нарушение дистанции в общении со взрослыми, нарушения в оценке межличностных отношений, плохое приспособление к ситуации.

Для таких детей характерны нарушения обучаемости и поведения в школе: несмотря на хороший интеллект, плохая успеваемость, специфические нарушений в устном счете и в написании чисел, плохой почерк, множество «глупых» ошибок при правописании. В дошкольном возрасте наблюдаются нарушения игровой деятельности. В школьном возрасте возникают проблемы с учителями в связи с двигательной расторможенностью, повышенной отвлекаемостью, склонностью к сознательным нарушениям дисциплины и шутовским выходкам. У таких детей могут чередоваться агрессивное и пугливое поведение, возникать трудности в общении с товарищами и близкими, часто наблюдается энурез(ночное недержание мочи). В отдельные периоды школьного обучения можно сделать следующие наблюдения.

В первом классе дети могут не проявлять нарушений при обучении чтению методом целого слова, но в дальнейшем могут появиться выраженные нарушения чтения, отмечаться неприязнь к чтению, трудность в синтезе трех и более букв, при письме отмечаются случайная замена букв и цифр, бессмысленные ряды из букв, слитное написание отдельных слов, неправильное направление письма — справа налево.

Дети 3-6-го класса обнаруживают замедленный темп при чтении, пропускают знаки препинания, не любят читать, но чрезмерно пристрастны к иллюстрированным книгам типа комиксов и просмотру телепередач. При письме отмечаются непоследовательность написания слов, неправильный перенос слогов, сокращение слов, ошибки при написании заглавных и строчных букв, ошибки в порядке следования цифр при написании чисел (например, 32 вместо 23) или букв при написании слов (например, «еи» вместо «ие»), замена одних букв другими, схожими по написанию (например, замена «м» на «н», «б» на «в» и т. д.), ошибки при написании двойных согласных, «легкомысленные» ошибки, слепота на ошибки (ребенок не замечает своих ошибок).

У детей 5-9-го класса при чтении наблюдаются рецидивы прежних ошибок при нехватке времени, склонность к тихому чтению; при письме в связи с возросшим самоконтролем отмечается только невнимательность при написании заглавных и строчных букв.

Иногда у детей с минимальной мозговой дисфункцией возникают нарушения речи в форме косноязычия. Косноязычие означает неспособность произносить или правильно образовывать определенные звуки или звукосочетания. При этом звуки неправильно произносятся, пропускаются или накладываются друг на друга. В возрасте до 4 лет в нормальных условиях наиболее распространенные нарушения произношения составляют один из этапов в развитии речи ребенка. После 4 лет они рассматриваются как патологическое состояние.

Причиной косноязычия могут быть и органические пороки развития речевого аппарата (пороки развития губ, расположения зубов, дефекты нёба и языка), но эти причины нарушения речи встречаются очень редко. Может возникнуть изолированное косноязычие (нарушение относится только к отдельным согласным звукам),множественное косноязычие (дети неправильно произносят многие согласные звуки, в таких случаях речь идет о тяжелых патологических состояниях), шепелявость, картавость, пропуск определенных звуков или замена одних звуков и, наконец, наиболее тяжелая степень косноязычия, когда ребенка невозможно понять, — готтентотизм.

К сожалению, до последнего времени ММД еще не стал предметом пристального внимания детских невролога. В школьном возрасте, когда на первый план выступают трудности поведения и обучения, проблему пытаются решать с помощью педагогов и психиатров. В раннем же возрасте эта проблема, в основном, неврологическая и компенсация нарушенных функций в большой степени зависит от того, как про водится лечение на ранних этапах. Чем раньше начата лечение, тем меньше проявляется минимальная мозговая дисфункция в последующие периоды разними ребенка.

Родителям важно знать, что лечение ММД должно быть комплексным и помимо медикаментозных препаратов включать методы модификации поведения, психотерапии, нейропсихологической коррекция.

Процесс лечения надо вовлечь не только самого ребенка и родителей, но и других членов семьи, учителей. Родственники должны понимать, что поступки ребенка не являются умышленными, что многие сложные ситуции ребенок в силу своих личностных особенностей не в состоянии разрешить самостоятельно. Надо стараться лучше понимать ребенка, чтобы снимать излишнее на пряжение, возникающее вокруг него. Доброе, спокой ное, последовательное отношение к малышу улучшит его состояние не в меньшей степени, чем специально назначенное лечение. При воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: с одной стороны — проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в со стоянии выполнить. Колебания настроения родителей и частое изменение указаний вряд ли кому-нибудь понравятся, но на ребенка с ММД это окажет гораздо более негативное воздействие, чем на здоровых детей. Конечно, нарушения при ММД поддаются лечению, но процесс улучшения состояния ребенка обычно занимает длительное время и иногда растягивается на годы.

Наибольшие сложности дети с ММД испытывают в школе, поэтому необходимо привлечь педагогов в союзники по организации помощи проблемному ребенку. Строить взаимоотношения с ребенком необходимо по принципу «позитивной модели». Не забывайте хвалить ребенка в каждом, случае, когда он это заслужил, подчеркивайте его успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в своих силах.

Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя», категорических запретов должно быть немного. Говорите сдержанно, спокойно, мягко, тихим голосом. Не давайте ребенку несколько заданий сразу, а только одно на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Проконтролируйте выполнение этого задания. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание,чтение). Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

По возможности избегайте пребывания ребенка в местах скопления людей, ограничьте прием гостей дома, так как это оказывает на ребенка возбуждающее действие. Иногда посещение цирка или кукольного театра, куда ребенок идет с большим удовольствием, заканчивается неприятностями: ребенок начинает «беcпричинно» капризничать, плохо себя вести, вечером его не уложить в постель. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Необходимо избегать беспокойных, шумных друзей.

Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Ограничивайте время его пребывания у телевизора, компьютера. Не стремитесь рано отдать ребенка в детские учреждения образовательного типа (детсад, гимназия и т. п.): излишние нагрузки для него вредны. Старайтесь обеспечить ребенку достаточную продолжительность сна. Предоставляйте ребенку возможность расходовать избыточную энергию: полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, плавание. Помните о том, что присущая детям с ММД гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

В тех случаях, когда проблемы с поведением ребенка и нарушения познавательных функций не могут быть преодолены с помощью психолого-педагогических и психотерапевтических методов коррекции, назначается лекарственная терапия. Это успокоительные средства, стимуляторы деятельности центральной нервной системы, антидепрессанты, ноотропы. Препараты под бираются каждому ребенку индивидуально. Как правило, на фоне лечения поведение детей улучшается, повышается внимание, уменьшаются отвлекаемость, не уместная двигательная активность.

Для улучшения внимания таким детям рекомендуется громко проговаривать выполняемые действия, широко использовать игровую ситуацию и эмоциональную стимуляцию. При более тяжелых нарушениях наиболее эффективной является помощь в виде активного планирования деятельности, обязательного использования на глядного материала, выделения наиболее значимых по смыслу слов, упрощения грамматических формулировок. Однако недостаточность познавательной функции, способности к выполнению целенаправленных движений, речи и памяти обусловливают большие трудности в усвоении элементарных школьных навыков. Компенсаторные возможности детей достаточны, и в условиях специализированного обучения и адекватной медикаментозной терапии они успешно адаптируются к школьным требованиям. 70 % таких детей после 3-4 лет обучения в специальной школе могут быть переведены в массовую школу

Литература
Здоровье вашего ребенка. Новейший справочник./Под рек. В.А.Александровой.Изв-во Эксмо, 2003 г.

 

 

 

 

комментарииКOММЕНТАРИИ: 0

Решите задачку: 8+9 =

Администрация сайта med39.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!