Такие ситуации, как занятия новой деятельностью, предстоящая контрольная работа, встречи с новыми людьми, исполнение порученного задания могут служить источником беспокойства для младшего школьника. Обычно беспокойство оказывается полезным. Слегка нервное состояние делает человека более оживленным и внимательным. Проблемы возникают, если беспокойство усиливается до такой степени, что мешает нормальному мышлению.
Беспокойство связано со страхом, являющимся частью реакции «бегства от ситуации», развито у большинства даже взрослых людей. В случае угрозы наше тело автоматически готовится к ней: мускулы напрягаются, сердце начинает биться быстрее, подавая кровь к мышцам и мозгу, дыхание учащается, предоставляя легким больше кислорода, потоотделение препятствует перегреву тела, пищеварительная система замедляет работу, и во рту становится сухо. Происходит выброс гормона адреналина, обостряющего наши физические реакции. Когда опасность остается позади, тело начинает функционировать в нормальном режиме.
Если энергия, порождаемая подобной реакцией, не высвобождается, наше тело и разум остаются напряженными в ожидании новой угрозы. Это состояние мы обычно называем беспокойством. Его проявления могут быть очень неприятными и пугаюшими.
Беспокойство у детей проявляется в изменении привычного поведения. Это может быть:
- повышение напряженности в теле;
- отстраненность, - ребёнок как будто уходит в себя и не слышит вопрос;
- непонятный отказ от еды;
- избегание контакта глаз, застывании в одной позе;
- несвойственная нервозности или раздражительность;
- возможно появление головных болей или болей в животе;
- слабость, недомогание неясной природы.
Возможный план действий родителей.
Если ваш ребенок постоянно чем-то обеспокоен, постарайтесь поговорить с ним и выяснить причину его страха. Нельзя игнорировать это детское чувство. Спросите ребёнка, всё ли у него в порядке, не беспокоит ли что-нибудь. Даже если вы услышали в ответ «всё нормально», понаблюдайте за за ребенком. Беспокойство может быть вызвано легко устранимыми причинами. Если это не так, обсудите с ним, что, по его мнению, могло бы оказать ему наибольшую помощь.
Старайтесь сами вести себя спокойно, тревога часто передаётся детям, и они тоже начинают выдавать признаки тревожного поведения. Поделитесь своим опытом c ребенком, расскажите, что вы делали в подобных ситуациях, что помогало вам. Беспокойство становится управляемым, если о нем говорить.
Методики расслабления оказывают неоценимую помощь в преодолении беспокойства. Научите ребенка простейшим, известным вам, методикам расслабления.