Взял потихоньку конфету из шкафа. Разбил вазу и спрятал. Солгал. Стер двойку в дневнике. Курил. Произнес непристойное слово... Как помочь, удержать, научить? Когда и как наказывать? Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют. Их довольно много.
Наиболее распространенной формой воздействия все еще остается физическое наказание. Традиционное представление значительной части родителей, что физические наказания не такое уж большое зло, а во многом даже благо, весьма устойчиво. Эта форма воздействия стара как мир, и, вероятно, существовала еще до создания человеческого общества. В некоторых семьях и поныне порка остается основной воспитательной мерой. Закон, защищающий детей от избиений в семье, начинает действовать лишь в тех случаях, когда использование физических наказаний приводит к так называемым тяжелым последствиям или сопровождается отягчающими обстоятельствами, например алкоголизмом отца (родителей). Вместе с тем, к сожалению, нередки случаи, когда в тот или иной момент отчаявшиеся, потерявшие контроль над собой родители прибегают - к воздействию ремня, раздают пощечины и тумаки.
Устойчивость применения физических наказаний связана с довольно сильной внешней эффективностью этого метода, однако эта эффективность, скорее, со знаком минус. Физическими наказаниями, особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно. Физическое наказание всегда или почти всегда позволяет достичь определенной непосредственной цели. Если родители хотят, чтобы ребенок чего-то не делал, и добиваются этого при помощи физического наказания, они чаще всего достигнут этого. Почему же необходимо все-таки отнести физическое воздействие к самым неблагоприятным, неправильным формам наказания?
Это связано с несколькими обстоятельствами. Как пишет об этом Л. Ю. Гордин, физические наказания, связанные с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры мозга и «буйству» безусловного оборонительного рефлекса, проявляющегося в остром переживании страха. Именно страхом чаще всего объясняется безудержный крик ребенка: «Простите, я больше не буду». «Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех органов организма, - отмечает известный психолог Б. Ф. Ломов, - что приводит к повышению его реактивности.
Особо следует отметить повышение тонуса мускулатуры, сократимости и возбудимости мышц, а также увеличение чувствительности всех анализаторов. Это обеспечивает быстроту оборонительных реакций и большую, чем обычно, предусмотрительность поведения». Таким образом, если родители использовали физическое наказание тогда, когда дети проявляют упрямство, не подчиняются требованиям, не признают родительскую правоту и свои ошибки, то данное воздействие не решает конфликта, а только создает иллюзию его разрешения. Ребенок, долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покорность и послушание. При этом родители не задумываются, что подчиняется, просит прощения совсем не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные его связи с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.
Нельзя применять физические наказания еще и потому, что обычно эта форма воздействия выбирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии слабого сознательного контроля собственного поведения. Бьют, шлепают, трясут обычно в состоянии эмоционального «клинча», при котором непосредственная реакция превалирует над сознанием и обдуманным поведением. «Любопытно было бы подсчитать, - пишет Я. Корчак, - за что чаще всего бьют ребенка. За поступки, которые могут грозно сказаться в будущем, запятнают, исковеркают его душу? Нет, дают тычки, бьют и порют чаще всего в плохом настроении или когда ребенок нанес материальный ущерб. Сравни свою большую руку с маленькой ручонкой ребенка, свою огрубевшую кожу с его гладкой и тонкой. Присмотрись к нему, маленькому и безнадежно зависящему от тебя. Следует помнить, что этот несильный удар тоже жестокое наказание: мы бьем беззащитного. Бьем, чтобы ребенок боялся».
С психологической точки зрения не следует прибегать к физическим наказаниям и по другим причинам. Совершенно естественно, что изменение поведения ребенка после физического наказания происходит в основном только в присутствии человека, который наказал ребенка. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке действительно моральное поведение, способность к правильным поступкам только под воздействием собственного внутреннего контроля без внешнего тормоза. Если ребенка обучают правильным действиям и поступкам путем физического болевого воздействия, ребенок приучится осматриваться, оценивать ситуацию и, если сочтет ее безопасной, тут же позволит себе неблаговидное или просто запретное действие. Не будет так поступать ребенок только в тех ситуациях, когда присутствие взрослого и страх перед видимым непосредственным наказанием заставят его сдержаться.
Необходимо понимать, что, хотят того родители или нет, осознают или не задумываются, частое применение физических наказаний неизбежно формирует у ребенка определенные неблагоприятные черты характера и личностные особенности. Систематическое применение побоев и порок может безвозвратно надломить волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность, неспособную избирать собственную самостоятельную позицию и независимые решения. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение.
Литература
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2
. -- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.