Когда приучать ребенка к горшку?

Своевременное формирование основных санитарно-гигиенических навыков — важный момент в развитии детей раннего возраста. Этой проблеме на протяжении последнего десятилетия посвящено немало публикаций отечественных и зарубежных авторов.

Хорошо известно, что в прошлом рекомендуемый возраст для начала приучения ребенка к горшку приходился на первый год жизни, что не было физиологически обосновано. С позиций современных представлений подобные рекомендации являются в высшей степени "антипедиатрическими". Лишь в конце тридцатых годов 20-го века было предложено начинать приучение детей к горшку в более позднем возрасте (15–18 месяцев), когда ребенок начинает проявлять определенный интерес к контролю физиологических отправлений.

В частности, аналогичной точки зрения придерживался и известный американский педиатр Б. Спок, который не рекомендовал начинать туалетное обучение до тех пор, пока ребенок не достигнет степени готовности к нему («метод Бенжамина Спока» ориентирован на детей в возрасте от 2 до 2,5 лет).

Именно зрелость центральной нервной системы обеспечивает иннервацию мышц и органов желудочно-кишечного тракта. К сожалению, следует констатировать, что в нашей стране по-прежнему нередко рекомендуется начало «туалетного обучения» на 1-м году жизни . Подобный подход отражает не научно обоснованные представления педиатров и cпециалистов в области возрастной физиологии, а ложные стереотипы родителей о своевременности и необходимости «туалетного обучения», сформировавшиеся спонтанно.

Любые попытки ускорить приучение ребенка к горшку (более раннее начало, принуждение и т. д.) не дают положительных результатов, поскольку созревание нервной системы невозможно стимулировать. Лишь на втором году жизни у детей в полной мере проявляется кортикализация нервной деятельности, что сопровождается все большей социализацией младенцев и позволяет рассчитывать на успешное овладение навыками опрятности.

В настоящее время наиболее широко распространенным способом обучения детей санитарно-гигиеническим навыкам является метод Бразелтона, или так называемый «подход, ориентированный на ребенка».

«Подход, ориентированный на ребенка» был предложен американским педиатром Т. Б. Бразелтоном еще в начале 1960-х гг., но лишь позднее он приобрел статус широко распространенного и общепринятого. При следовании методу Бразелтона первоочередное значение придается наличию или отсутствию у каждого конкретного ребенка признаков готовности к началу туалетного обучения, а именно:

1. Ребенок остается сухим, по крайней мере, два часа подряд в течение дня или просыпается сухим после дневного сна;

2. Дефекация становится регулярной и предсказуемой;

3. Ребенок способен сидеть и самостоятельно ходить;

4. Ребенок понимает и использует слова, обозначающие процессы физиологических отправлений (микция, дефекация);

5. Ребенок способен имитировать действия взрослых;

6. У ребенка появляется потребность в выражении независимости.

Союз педиатров России (СПР) — национальная профессиональная организация детских врачей — в настоящее время рекомендует придерживаться метода Бразелтона и начинать туалетное обучение с 18-месячного возраста. Именно «подход, ориентированный на ребенка» может считаться физиологическим и максимально эффективным, что отличает его от раннего рефлекторного метода (название условное), когда детей начинают приучать к горшку (первый год жизни, включая период новорожденности).

В подавляющем большинстве случаев появления навыков приучения к пользованию горшком можно ожидать к полутора-двухгодовалому возрасту. Хотя девочки склонны к скорейшему овладению и закреплению первичных навыков пользования горшком, различия между детьми различного пола не являются значимыми и/или принципиальными.

Такие подходы к раннему приучению детей к горшку (с первых дней-недель жизни), как метод «сигнализирования об опорожнении», являются сомнительными и практикуются преимущественно в странах Африки, Центральной Америки, в Китае, Индии и т. д. При его использовании родители должны уметь своевременно распознавать признаки опорожнения детьми мочевого пузыря/кишечника и успевать помещать их на горшок. Обычно эффективность такого туалетного обучения чрезвычайно невысока.

По материалам Журнала Лечащий врач