Половое воспитание ребенка

Обновлено:2011-09-18

К сожалению, большинство родителей половое воспитание рассматривают как процесс, либо не требующий специального внимания и не представляющий трудностей, доступный любому взрослому, либо очень интимный, который невозможно осуществлять в широком кругу, и особенно чужим людям. Даже достаточно осведомленные родители не занимаются половым воспитанием детей в должной мере. На самом деле начинать половое воспитание, как и воспитание вообще, необходимо с раннего возраста.

Средства массовой информации и искусства -печать, радио, кино, телевидение- воздействуют на детскую психику сильнее, чем на взрослую. Однако в этом возрасте, при недостаточно упроченных нормах поведения, вкусах и привычках, несформированных нравственных позициях, у детей и подростков нередко возникает некритическое копирование создаваемых художественными средствами образцов поведения. Наряду с пользой, которую могут получить подростки от обсуждения некоторых сексуальных проблем с помощью средств массовой информации, существует опасность того, что подрастающее поколение не всегда сумеет правильно понять и осмыслить получаемые сведения.

На детей и подростков могут оказать неблагоприятное действие фильмы и произведения, для полного понимания которых они еще не созрели. Концентрация внимания на отрицательном поведении, двусмысленность некоторых сюжетов, их незавершенность или натуралистическая обнаженность человеческих отношений приводят к неправильному пониманию поведения героев, социальной значимости тех или иных поступков и использованию их в качестве примеров для подражания. Задача родителей состоит не только в выборе произведений для детей, но прежде всего — в заботе о том, чтобы они сумели правильно разобраться в них и дать нравственную оценку изображаемому. Совместное со взрослыми обсуждение книги или фильма полезнее запретов и замков на книжных шкафах.

Значение языка, терминологии как средств сексуального воспитания требует особого внимания. Житейский словарь, относящийся к сексуальной жизни, как правило, беден. В речи взрослых слово «любить» иногда выступает как синоним половой близости. Пользуясь же детским языком, взрослые нередко передают ребенку инфантильные обозначения. Но в школьном возрасте, а часто и раньше, ребенок узнает от сверстников и старших детей обозначения точные, но циничные. Когда же отбрасывается инфантильный язык как смешной, а вульгарный как неприемлемый, в эмоциональных отношениях мужчины и женщины, взрослого и ребенка, пациента и врача возникает «словесная пустота». Умение обращаться со словом при обсуждении проблем пола, возможность без мешающих эмоций, спокойно и естественно обсуждать вопросы сексуальности являются необходимым условием полового воспитания.

Половое воспитание должно опираться не на умозрительные концепции, а на реальные для данного пола и возраста характеристики психосексуального развития ребенка, их особенности в зависимости от семейных, социальных и микросоциальных условий. Родители должны давать разъяснения в домашней обстановке и в обычно свойственной им манере общения с ребенком. Оставьте за детьми право не только на вопросы, но и на обсуждение волнующих их проблем. Позволив ребенку свободно высказаться, вы, родители, лучше поймете его сомнения и беспокойство, сможете доступно ответить на вопросы и успокоить ребенка. Любое воспитательное воздействие гораздо эффективнее при условии полного доверия. Только доверяя ребенку и пользуясь его доверием, можно найти наилучший подход к пониманию его и к воздействию на него.

Родители должны предстать перед ребенком не холодными наблюдателями и сторонними советчиками, а людьми, в свое время испытавшими сходные трудности. Ни в коем случае не пытайтесь проникнуть в интимную жизнь детей, открыто следя за ними, вскрывая письма, выискивая дневники и т. д. Такой «шпионаж» скорее спровоцирует, чем предупредит нежелательные формы поведения. Но доверять ребенку не означает, что можно разрешать ему любые вольности, ведь он еще не способен управлять собой.

Волнующие детей проблемы следует принимать серьезно. Нельзя не только высмеивать их трудности, но и подтрунивать над ними — это заставит ребенка впредь искать для обсуждения своих проблем другого, далеко не всегда желательного собеседника.

Все воспитательные меры должны соответствовать уровню развития ребенка, для чего необходимо знать общий ход психоэмоционального развития и индивидуальные особенности детей. С ребенком надо говорить о том, что он понимает. Следует учитывать его интеллектуальный уровень и имеющиеся у него знания о полах.

Нередко родители пытаются касаться соответствующих тем спустя несколько лет после того, как дети сами ознакомились с ними. Лучше несколько опередить вопросы ребенка, чем опоздать ответить на них. Как и при приобщении к другим знаниям, следует воспользоваться эффектом «первого впечатления». В связи с этим надо, не ожидая вопросов, первым просветить ребенка. Чистота убеждений и установок — необходимое условие отношений между полами, и обеспечить его можно, лишь снабжая ребенка с самого начала правдивой информацией. Только в этом случае дети не будут рассматривать отношения полов как непристойные, постыдные.

Однако и дети, получившие первые сведения из «дворовых» источников, при правильном и правдивом разъяснении могут понять, что эти вопросы не только не предосудительно обсуждать, но и можно объяснять иначе. Это понимание будет способствовать освобождению от прежних тягостных и пошлых представлений. Сокрытие, уклонение от правды или прямая ложь придают проблемам пола ложную и гипертрофированную притягательность. Рано или поздно обман раскрывается, и тогда родители утрачивают доверие, по крайней мере в области полового вопроса. Правдивость нельзя заменять односторонним биологическим и натуралистическим просветительством. Дело не в том, чтобы обнажить перед ребенком всю истину, а в том, чтобы она была представлена доступно и понятно. Объяснения на примерах размножения бабочек, птичек и т. п. обычно не достигают цели, так как в силу возрастных особенностей мышления ребенок не может осуществить перенос объясняемых явлений на человека.

Половое воспитание — это не отдельные случайные мероприятия типа бесед или лекций. Оно должно проводиться постоянно, последовательно и систематически, с изменением содержания и формы соответственно развитию детей. Опыт показывает полезность повторения уже известного ребенку. В противном случае, даже несмотря на ранее полученную правильную информацию, он на новом уровне своего развития воспринимает неверные, опошленные сведения из сомнительных источников.

Любая получаемая ребенком информация вызывает эмоциональные реакции. Поэтому очень важно как можно раньше научить детей соответственно воспринимать, например, наблюдаемую ими беременность или факт рождения нового ребенка. Правильное восприятие этих явлений возможно лишь в семьях, где существует взаимное доверие между родителями и детьми.


Литература
Здоровье вашего ребенка. Новейший справочник./Под рек. В.А.Александровой.Изв-во Эксмо, 2003 г.