Правила кормления ребенка

/ Обновлено:2021-01-11

Кормление — важный воспитательный акт, и от того, как его проводят, во многом зависит формирование характера ребенка. Для предупреждения расстройств аппетита у детей родители должны придерживаться определенных правил кормления, так как они не менее важны, чем состав пищи.

С введением прикорма надо терпеливо приучать ребенка к новым для него видам пищи. Перед кормлением грудью в течение нескольких дней дают пробовать несколько чайных ложек нового блюда, постепенно увеличивая его количество, и заканчивают кормление снова грудью.

Кормить детей следует всегда в определенные часы, для того чтобы у них постепенно вырабатывался условный рефлекс, способствующий отделению пищеварительных соков еще до начала кормления, благодаря чему пища будет лучше перевариваться в желудке. К моменту кормления ребенок должен хорошо проголодаться, только в этом случае может возникнуть положительная реакция на еду.

Малыш должен садиться за стол в спокойном состоянии. Весьма важно, чтобы он не был возбужден, раздражен или утомлен. За 20—30 минут до кормления ребенка следует вернуть с прогулки, отвлечь от возбуждающих игр. Нельзя внезапно прерывать игру малыша и сразу же после этого начинать кормление. Ввиду особенностей центральной нервной системы ребенок не может быстро переключаться от одного вида деятельности к другому, а при попытке заставить его это сделать начинает капризничать, плакать.

Чтобы настроить малыша на еду, перед каждым кормлением соблюдают определенный «ритуал» — приготавливают место для еды, моют руки, повязывают салфетку. В возрасте 1,5—2 лет и старше надо приучать ребенка к сервировке стола, предлагая ему убрать все на своем столике, вытереть его, постелить клеенку и салфетку, принести стул и посуду. Выполнение таких поручений закрепляет эту привычку и впоследствии становится обязанностью ребенка, создает у него определенную настроенность и способствует появлению желания есть, улучшает аппетит.

Не следует между кормлениями (например, во время прогулки) или перед ними давать различные сладости: конфеты, печенье, булочки, сладкий чай и т. п., так как они снимают возбудимость пищевого центра, притупляют чувство голода и в конечном итоге снижают аппетит. Все это можно давать детям в ограниченном количестве и только в качестве десерта после еды.

Обстановка, в которой происходит кормление, должна быть приятной для ребенка. Уже сам по себе красиво сервированный стол стимулирует работу пищеварительных желез, вызывая появление аппетита. Кормить малыша нужно за маленьким столиком, чтобы ему было удобно, и по возможности, в целях выработки у него определенного динамического стереотипа, в одном и том же месте. Плохо, когда малыша кормят сегодня в одной, завтра — в другой комнате, то в столовой, то на кухне, то в саду. Заниматься кормлением должен всегда один и тот же человек: разные члены семьи, сколько бы они ни уславливались о единстве требований, неизбежно проявляют индивидуальный подход к этому делу, мешая выработке у ребенка стойких навыков и привычек.

Учитывая, что дети легко утомляются и им трудно сосредоточиться на выполнении какого-либо одного действия, нельзя во время кормления отвлекать малыша. Следует прекратить разговоры, выключить радио, телевизор, убрать игрушки, попадающие в поле его зрения, и другие вещи со стола, не имеющие отношения к еде.

Малыша сажают за стол, когда пища уже подана. Неразумно ставить сразу все блюда: если «второе» или «третье» ему более приятны, он не станет есть «первое». Кормить малыша надо не торопясь и подносить ко рту следующую ложку лишь тогда, когда он хорошо прожует и проглотит предыдущую порцию.

Довольно часто приходится наблюдать, как родители каждую ложку густой пищи дают запивать ребенку киселем, компотом или даже водой. Это неправильно. Надо приучить малыша хорошо пережевывать пищу, а не проталкивать ее в желудок вместе с жидкостью. Вредность этой привычки связана и с тем, что густая пища дается теплой, а кисель или вода имеют комнатную температуру, что приводит к быстрым изменениям температуры в желудке, ухудшает процесс переваривания.

Пища должна быть вкусной, умеренно горячей, приятно оформленной. К примеру, ребенок может отказаться от супа с макаронами, но охотно съест суп с макаронными изделиями в виде звездочек или петушиных гребешков. Красиво поданная пища улучшает аппетит.

Следует считаться и со вкусами ребенка, его наклонностями. Лучше использовать отдельную, сделанную специально для детей посуду (с нарисованными на тарелках и кружках овощами, фруктами, зверями), привлекательный нагрудник. Повышает аппетит самостоятельность во время еды. В начале второго года жизни дети сами держат ложку и кружку, а с 1,5 лет уже сами едят (разумеется, под наблюдением и с помощью взрослых). Предоставив ребенку возможность есть самостоятельно, необходимо приучить его к опрятности. Каждый раз, когда он испачкается, надо спокойно вытереть его салфеткой и без раздражения, ровным тоном объяснить ошибку. Нельзя разрешать ребенку выходить из-за стола, играть во время еды.

Если ребенок плохо ест, родителям неразумно показывать, что это волнует их. Заметив, что их поведение за едой беспокоит взрослых, дети отказываются от пищи, чтобы удовлетворить свои капризы. Нельзя кормить малыша во время игры, отвлекать его игрушкой и пропихивать в это время в рот ложку за ложкой. Никаких игрушек, сказок, прибауток во время еды! «Когда я ем, я глух и нем». Иногда родители просят ребенка при плохом аппетите съесть ложечку «за маму», «за папу», «за бабушку», рассказывают ему сказки или запугивают: «Ешь быстрее, а то придет дядя (собака, Бармалей и т. п.) и все съест». Такие антипедагогические приемы воспитывают и закрепляют у детей плохие привычки, приучают их к капризам, жадности, эгоизму.

Если ребенок отказывается от еды, не нужно уговаривать его есть или кормить насильно. В таких случаях следует спокойно убрать еду, а через несколько часов при очередном кормлении предложить ее вновь. На этот раз ребенок обычно съедает охотно то, от чего отказывался несколько часов назад. Целесообразно, конечно, наиболее любимые ребенком блюда предлагать несколько чаще по сравнению с блюдами, которые он ест менее охотно. Если здорового ребенка перестают кормить насильно и при этом соблюдают все указанные правила, то в течение нескольких дней у него налаживается аппетит.

Нередко дети, находящиеся в домашних условиях и страдающие расстройством аппетита, довольно охотно едят, попадая в детский коллектив. Это связано с изменением обстановки, с устранением тех привычных раздражителей, которые вызывали у ребенка отрицательное отношение к еде. Кроме того, в детских учреждениях дети подчиняются определенному общегигиеническому режиму, который играет большую роль в нормализации пищеварительного процесса. Помимо этого, здесь отсутствует и фактор насильственного кормления, который оказывает такое отрицательное влияние на весь акт пищеварения. Все это приводит к тому, что малыши, посещающие детские учреждения, обычно отсутствием аппетита не страдают.

В некоторых случаях полезно помещать ребят с очень плохим аппетитом в детское учреждение хотя бы на некоторое время. С возрастом у них обычно устанавливается нормальный аппетит. Однако не следует ждать, пока он установится сам собою. Нужно принять все меры к тому, чтобы ребенок всегда ел с аппетитом. Постоянное длительное недоедание ребенка, нерациональный состав пищи могут привести к задержке нарастания веса и роста, отставанию в развитии, предрасположенности к разнообразным заболеваниям и их более тяжелому течению. При длительном отсутствии аппетита нужно обратиться за советом к врачу.

Использовалась литература
Родителя о детях. Под ред.А.Ф.Тура. И.:Медицина, Ленинград, 1975 г, 335 стр.