Навыки
На этом этапе появляются новые двигательные навыки, в частности движений руками:
- увеличение периода бодрствования;
- интерес к игрушкам, рассматривание, захват, поднесение ко рту;
- развитие мимики;
- появление гуления;
- общение со взрослым: ориентировочная реакция переходит в комплекс оживления или реакцию страха, реакция на уход взрослого;
- слухомоторные реакции (поворот головы в сторону зова);
- зрительно-тактильно-кинестетические (рассматривание собственных рук сменяется рассматриванием игрушек, предметов);
- зрительно-тактильно-моторные (захватывание предметов);
- зрительно-моторная координация - способность контролировать взглядом движения руки, тянущейся к близко расположенному предмету (ощупывание своих рук, потирание, соединение рук, дотрагивание до своей головы, при сосании удерживание груди, бутылочки);
- реакция активного осязания - ощупывание предмета ногами и захват с их помощью, вытягивание рук в направлении предмета, ощупывание; данная реакция исчезает, когда появляется функция захвата предмета;
- реакция кожного сосредоточения (в ответ на прикосновение младенец замирает);
- зрительная локализация предмета в пространстве;
- увеличивающаяся острота зрения; ребенок может различать мелкие предметы на однотонном фоне (например, пуговицы на одежде того же цвета).
Мышечный тонус
Происходит синхронизация тонуса сгибателей и разгибателей. Теперь поза определяется группой рефлексов, выпрямляющих туловище, и произвольной двигательной активностью. Во сне кисть раскрыта. Тонус симметричен.
Наблюдается дальнейшее формирование выпрямляющих рефлексов туловища. В положении на животе отмечаются устойчивое удерживание поднятой головы, опора на слегка разогнутую руку, позже - опора на вытянутую руку. Появляется верхний рефлекс Ландау в положении на животе («поза пловца», т.е. поднимание головы, плеч и туловища в положении на животе с выпрямленными руками). Контроль головы в вертикальном положении устойчив, достаточен в положении на спине. Возникает выпрямляющий рефлекс с туловища на туловище, т.е. возможность поворота плечевого пояса относительно тазового.
Сухожильные рефлексы вызываются все.
Двигательные навыки
Развивающиеся двигательные навыки следующие:
- Попытки подтянуть туловище к вытянутым рукам.
- Возможность сидеть с опорой.
- Появление «мостика» - выгибание позвоночника с опорой на ягодицы (ступни) и голову при слежении за предметом. В дальнейшем это движение трансформируется в элемент поворота на живот - поворот «блоком».
- Поворот со спины на живот; при этом ребенок может упираться руками, приподнимая плечи и голову и оглядываясь вокруг в поиске предметов.
- Предметы захватываются ладонью (сжатие предмета в ладони с помощью мышц-сгибателей кисти). Противопоставления большого пальца еще нет.
- Захват предмета сопровождается множеством лишних движений (одновременно двигаются обе руки, рот, ноги), по-прежнему отсутствует четкая координация.
- Постепенно количество лишних движений уменьшается. Появляется захватывание привлекательного предмета обеими руками.
- Увеличивается количество движений в руках: подъем вверх, в стороны, сцепление вместе, ощупывание, вкладывание в рот.
- Движения в крупных суставах, мелкая моторика не развиты.
- Возможность самостоятельно (без поддержки) сидеть в течение нескольких секунд/минут.
Безусловные рефлексы угасают, за исключением сосательного и рефлекса отдергивания. Сохраняются элементы рефлекса Моро. Появление рефлекса парашюта (в позе подвешивания за подмышки горизонтально лицом вниз, как при падении, разгибаются руки и разводятся пальцы - как бы в попытке защититься от падения).
Позотонические реакции
Позотонические реакции: на 4-м мес голова ребенка стабильно поднята; опора на разогнутую руку. В дальнейшем эта поза усложняется: голова, плечевой пояс подняты, руки выпрямлены и вытянуты вперед, ноги прямые (поза пловца, верхний рефлекс Ландау). Приподняв при этом ноги (нижний рефлекс Ландау), ребенок может качаться на животе и поворачиваться вокруг него.
На 5-м мес появляется способность повернуться из описанного выше положения на спину. Сначала поворот с живота на спину возникает случайно при выбрасывании руки далеко вперед и нарушении равновесия на животе. Направление развития: упражнения для целенаправленности поворотов.
На 6-м мес голова и плечевой пояс подняты над горизонтальной поверхностью под углом 80-90°, руки выпрямлены в локтевых суставах, опора на полностью раскрытые кисти. Такая поза уже настолько стабильна, что ребенок может следить за интересующим его предметом, поворачивая голову, а также переносить массу тела на одну руку, а второй рукой пытаться дотянуться до предмета и схватить его.
Способность сидеть На 4-5-м месяце при потягивании за руки ребенок как бы «присаживается»: гибает голову, руки и ноги.
На 6-м мес ребенка можно посадить, при этом некоторое время он будет удерживать голову и туловище вертикально.
Способность к ходьбе: на 5-6-м месяце постепенно появляется способность стоять с поддержкой взрослого, опираясь на полную стопу. При этом ноги выпрямлены. Довольно часто в вертикальном положении остаются слегка согнутыми тазобедренные суставы, в результате чего ребенок стоит не на полной стопе, а на пальчиках. Это изолированное явление - не проявление спастического гипертонуса, а нормальный этап формирования походки. Появляется «прыжковая фаза». Ребенок начинает подпрыгивать, будучи поставленным на ноги: взрослый держит ребенка под мышки, он приседает и отталкивается, выпрямляя бедра, колени и голеностопные суставы. Это вызывает массу положительных эмоций и, как правило, сопровождается громким смехом.
Хватание и манипуляции: на 4-м месяце объем движений в руке значительно возрастает: ребенок подносит руки к лицу, рассматривает их, подносит и вкладывает их в рот, потирает руку о руку, трогает одной рукой другую. Он может случайно захватить игрушку, лежащую в поле досягаемости, и также поднести ее к лицу, ко рту. Таким образом, он исследует игрушку - глазами, руками и ртом.
На 5-м месяце ребенок может произвольно взять предмет, лежащий в поле зрения. При этом он вытягивает обе руки и касается его.
Вес ребенка 3-6 месяцев
Вес мальчиков, кг (из центильных таблиц)
Возраст ребенка | нижняя граница | верхняя граница |
3 мес. | 5.3 | 6.4 |
4 мес. | 6.0 | 7.2 |
5 мес. | 6.5 | 7.8 |
6 мес. | 7.1 | 8.4 |
Вес девочек, кг (из центильных таблиц)
Возраст ребенка | нижняя граница | верхняя граница |
3 мес | 5.2 | 5.9 |
4 мес | 5.8 | 6.6 |
5 мес | 6.3 | 7.2 |
6 мес | 6.8 | 7.8 |
Рост ребенка 3-6 месяцев
Возраст ребенка | нижняя граница | верхняя граница |
3 мес. | 58.1 | 60.9 |
4 мес. | 60.6 | 63.1 |
5 мес. | 62.3 | 65.6 |
6 мес. | 64.8 | 67.7 |
Возраст ребенка | нижняя граница | верхняя граница |
3 мес. | 57.6 | 60.7 |
4 мес. | 60.0 | 62.8 |
5 мес. | 62.0 | 65.1 |
6 мес. | 64.1 | 67.1 |
Окружность груди ребенка 3-6 месяцев
Возраст ребенка | нижняя граница | верхняя граница |
3 мес. | 37.2 | 39.9 |
4 мес. | 39.8 | 43.4 |
5 мес. | 41.2 | 45.0 |
6 мес. | 42.5 | 46.3 |
Возраст ребенка | нижняя граница | верхняя граница |
3 мес. | 38.3 | 40.2 |
4 мес. | 37.2 | 42.1 |
5 мес. | 41.2 | 43.5 |
6 мес. | 42.4 | 44.7 |
Окружность головы ребенка 3-6 месяцев
Мальчики, см
Возраст ребенка | нижняя граница | верхняя граница |
3 мес. | 38.8 | 42.5 |
4 мес. | 40.2 | 43.8 |
5 мес. | 41.2 | 45 |
6 мес. | 42 | 46 |
Девочки, см
Возраст ребенка | нижняя граница | верхняя граница |
3 мес. | 38.7 | 40.4 |
4 мес. | 39.9 | 41.4 |
5 мес. | 41.0 | 42.5 |
6 мес. | 42.0 | 43.4 |