Развитие ребенка в 3-6 месяца

Навыки

На этом этапе появляются новые двигательные навыки, в частности движений руками:

  • увеличение периода бодрствования;
  • интерес к игрушкам, рассматривание, захват, поднесение ко рту;
  • развитие мимики;
  • появление гуления;
  • общение со взрослым: ориентировочная реакция переходит в комплекс оживления или реакцию страха, реакция на уход взрослого;
  • слухомоторные реакции (поворот головы в сторону зова);
  • зрительно-тактильно-кинестетические (рассматривание собственных рук сменяется рассматриванием игрушек, предметов);
  • зрительно-тактильно-моторные (захватывание предметов);
  • зрительно-моторная координация - способность контролировать взглядом движения руки, тянущейся к близко расположенному предмету (ощупывание своих рук, потирание, соединение рук, дотрагивание до своей головы, при сосании удерживание груди, бутылочки);
  • реакция активного осязания - ощупывание предмета ногами и захват с их помощью, вытягивание рук в направлении предмета, ощупывание; данная реакция исчезает, когда появляется функция захвата предмета;
  • реакция кожного сосредоточения (в ответ на прикосновение младенец замирает);
  • зрительная локализация предмета в пространстве;
  • увеличивающаяся острота зрения; ребенок может различать мелкие предметы на однотонном фоне (например, пуговицы на одежде того же цвета).

Мышечный тонус

Происходит синхронизация тонуса сгибателей и разгибателей. Теперь поза определяется группой рефлексов, выпрямляющих туловище, и произвольной двигательной активностью. Во сне кисть раскрыта. Тонус симметричен.

Наблюдается дальнейшее формирование выпрямляющих рефлексов туловища. В положении на животе отмечаются устойчивое удерживание поднятой головы, опора на слегка разогнутую руку, позже - опора на вытянутую руку. Появляется верхний рефлекс Ландау в положении на животе («поза пловца», т.е. поднимание головы, плеч и туловища в положении на животе с выпрямленными руками). Контроль головы в вертикальном положении устойчив, достаточен в положении на спине. Возникает выпрямляющий рефлекс с туловища на туловище, т.е. возможность поворота плечевого пояса относительно тазового.

Сухожильные рефлексы вызываются все.

Двигательные навыки

Развивающиеся двигательные навыки следующие:

  • Попытки подтянуть туловище к вытянутым рукам.
  • Возможность сидеть с опорой.
  • Появление «мостика» - выгибание позвоночника с опорой на ягодицы (ступни) и голову при слежении за предметом. В дальнейшем это движение трансформируется в элемент поворота на живот - поворот «блоком».
  • Поворот со спины на живот; при этом ребенок может упираться руками, приподнимая плечи и голову и оглядываясь вокруг в поиске предметов.
  • Предметы захватываются ладонью (сжатие предмета в ладони с помощью мышц-сгибателей кисти). Противопоставления большого пальца еще нет.
  • Захват предмета сопровождается множеством лишних движений (одновременно двигаются обе руки, рот, ноги), по-прежнему отсутствует четкая координация.
  • Постепенно количество лишних движений уменьшается. Появляется захватывание привлекательного предмета обеими руками.
  • Увеличивается количество движений в руках: подъем вверх, в стороны, сцепление вместе, ощупывание, вкладывание в рот.
  • Движения в крупных суставах, мелкая моторика не развиты.
  • Возможность самостоятельно (без поддержки) сидеть в течение нескольких секунд/минут.

Безусловные рефлексы угасают, за исключением сосательного и рефлекса отдергивания. Сохраняются элементы рефлекса Моро. Появление рефлекса парашюта (в позе подвешивания за подмышки горизонтально лицом вниз, как при падении, разгибаются руки и разводятся пальцы - как бы в попытке защититься от падения).

Позотонические реакции

Позотонические реакции: на 4-м мес голова ребенка стабильно поднята; опора на разогнутую руку. В дальнейшем эта поза усложняется: голова, плечевой пояс подняты, руки выпрямлены и вытянуты вперед, ноги прямые (поза пловца, верхний рефлекс Ландау). Приподняв при этом ноги (нижний рефлекс Ландау), ребенок может качаться на животе и поворачиваться вокруг него.

На 5-м мес появляется способность повернуться из описанного выше положения на спину. Сначала поворот с живота на спину возникает случайно при выбрасывании руки далеко вперед и нарушении равновесия на животе. Направление развития: упражнения для целенаправленности поворотов.

На 6-м мес голова и плечевой пояс подняты над горизонтальной поверхностью под углом 80-90°, руки выпрямлены в локтевых суставах, опора на полностью раскрытые кисти. Такая поза уже настолько стабильна, что ребенок может следить за интересующим его предметом, поворачивая голову, а также переносить массу тела на одну руку, а второй рукой пытаться дотянуться до предмета и схватить его.

Способность сидеть На 4-5-м месяце при потягивании за руки ребенок как бы «присаживается»: гибает голову, руки и ноги.

На 6-м мес ребенка можно посадить, при этом некоторое время он будет удерживать голову и туловище вертикально.

Способность к ходьбе: на 5-6-м месяце постепенно появляется способность стоять с поддержкой взрослого, опираясь на полную стопу. При этом ноги выпрямлены. Довольно часто в вертикальном положении остаются слегка согнутыми тазобедренные суставы, в результате чего ребенок стоит не на полной стопе, а на пальчиках. Это изолированное явление - не проявление спастического гипертонуса, а нормальный этап формирования походки. Появляется «прыжковая фаза». Ребенок начинает подпрыгивать, будучи поставленным на ноги: взрослый держит ребенка под мышки, он приседает и отталкивается, выпрямляя бедра, колени и голеностопные суставы. Это вызывает массу положительных эмоций и, как правило, сопровождается громким смехом.

Хватание и манипуляции: на 4-м месяце объем движений в руке значительно возрастает: ребенок подносит руки к лицу, рассматривает их, подносит и вкладывает их в рот, потирает руку о руку, трогает одной рукой другую. Он может случайно захватить игрушку, лежащую в поле досягаемости, и также поднести ее к лицу, ко рту. Таким образом, он исследует игрушку - глазами, руками и ртом.

На 5-м месяце ребенок может произвольно взять предмет, лежащий в поле зрения. При этом он вытягивает обе руки и касается его.

 

Вес ребенка 3-6 месяцев

Вес мальчиков, кг (из центильных таблиц)
Возраст ребенкаверхняя граница
3 мес.6.4
4 мес.7.2
5 мес.7.8
6 мес.8.4
Вес девочек, кг (из центильных таблиц)
Возраст ребенкаверхняя граница
3 мес.5.9
4 мес.6.6
5 мес.7.2
6 мес.7.8

Рост ребенка 3-6 месяцев

Рост мальчиков, кг
Возраст ребенкаверхняя граница
3 мес.60.9
4 мес.63.1
5 мес.65.6
6 мес.67.7
Рост девочек, кг
Возраст ребенкаверхняя граница
3 мес.60.7
4 мес.62.8
5 мес.65.1
6 мес.67.1

Окружность груди ребенка 3-6 месяцев

Мальчики, см
Возраст ребенкаверхняя граница
3 мес.39.9
4 мес.43.4
5 мес.45.0
6 мес.46.3
Девочки, см
Возраст ребенкаверхняя граница
3 мес.40.2
4 мес.42.1
5 мес.43.5
6 мес.44.7

Окружность головы ребенка 3-6 месяцев

Мальчики, см
Возраст ребенкаверхняя граница
3 мес.41.5
4 мес.42.8
5 мес.43.8
6 мес.44.8
Девочки, см
Возраст ребенкаверхняя граница
3 мес.40.4
4 мес.41.4
5 мес.42.5
6 мес.43.4

 

 

 

комментарииКOММЕНТАРИИ: 0

Решите задачку: 1+6 =

Администрация сайта med39.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!