Ребенок подрастает и мы начинаем готовить его к школе. Учим его считать и писать. Но вот незадача. Ребенок плохо обучается счету, несмотря на все усилия взрослых. Родители нервничают, считая дитя упрямым и бестолковым.
Но не всегда все так просто. Есть случаи, когда ребенка действительно трудно обучить счету, потому что у него есть специфическое нарушение, называемое в медицине "дискалькулия". Дискалькулия проявляется в разных дошкольных и школьных годах. Дискалькулии, как и другие нарушения, ведущие к школьной неуспеваемости (дислексия, дисграфия), чаще всего являются следствием психической недостаточности, сенсорных нарушений, нарушений речи, особенно у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), задержкой психического развития (ЗПР).
Симптомы дискалькулии:
- ребенок не понимает что такое число;
- у ребенка возникают трудности в определении места числа в ряду натуральных чисел;
- ребенок имеет трудности в понимании правил образования числа и связи чисел между собой;
- ребенок не понимает значение нуля;
- ребенок не может выполнять элементарные вычислительные действия (сложение, вычитание, деление, умножение);
- ребенок не может соотносить числа в арифметическом действии;
- ребенок не может решать задачи, требующие понимания смысла;
- ребенок не может совершать несколько логических операций с удержанием в памяти предыдуших действий;
- мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер.
Причины дискалькулии.
Считается, что неспособность ребенка к счету обусловлена несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета ( памяти, внимания, абстрактно-логического мышления), зрительно- пространственного и зрительно- воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций. Часто при этом отмечается неустойчивое поведение детей на фоне социального неблагополучия, плохого или отсутствия воспитания. Степень тяжести расстройства может быть легкой, средней и высокой в зависимости от возрастной сформированности высших психических функций. Следует исключить: неспособность к счету, обусловленная неадекватным обучением, расстройствами зрения и слуха, умственной отсталостью, эмоциональными нарушениями.
В качестве ведущих этиопатогенетических факторов появления дискалькулии выделяются:
- психопатологическая отягощенность матери: наркомания, алкоголизм, депрессивные состояния, психопатологическая неуравновешенность;
- органическое повреждение головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур, формирующихся в постнатальном периоде;
- патология центральной нервной системы ребенка: гидроцефалия, параплегия, эпилепсия, полиомиелит и др.;
- недоношенность, асфиксия во время родов, нарушение питания;
- нарушение раннего психомоторного развития;
- инфекции, хронические болезни;
- хронические заболевания или сложно протекающие инфекционные заболевания, перенесенные в возрасте до трех лет;
- родовые травмы и травмы головного мозга в раннем возрасте;
- неблагоприятная семейная ситуация;
- плохая адаптация к школе, страх перед школой.
Оценка способности ребенка к счету проводится на основании стандартизированных тестов на счет, соответствующих умственному возрасту.
Классификация дискалькулий
- врожденные и приобретенные ;
- первичные и вторичные .
- вербальная дискалькулия - выражается в нарушении словесного обозначения математических понятий;
- практогностическая дискалькулия характеризуется расстройствами системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов, т.е. у ребенка не получается определить сколько есть объектов, сопоставить численность одной и другой группы;
- дислексическая дискалькулия характеризуется нарушением темпа чтения математических знаков;
- графическая дискалькулия, проявляется в нарушениях записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур, т.е. у ребенка не получается записать число, нарисовать геометрическую фигуру.
- операциональная дискалькулия проявляется неумением выполнять математические операции.
Предложите ребёнку карточки с цифрами, данными в правильном и зеркальном изображении. Задание направлено на выявление предрасположенности к дислексической дискалькулии и предлагается детям в возрасте от шести лет. Если ребенок совершает стойкие ошибки, не исправляет их, не принимает помощь со стороны взрослого, то в данном случае у него могут иметь место нарушения чтения математических знаков, словесного их обозначения и формирования представлений об образе математических знаков.
Если ребенок не может классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, величине, - это является фактором риска возникновения вербальной, дислексичекой, графической дискалькулии.
Если ребенок имеет значительные сложности в ориентировке в пространстве, на плоскости стола или тетради, это свидетельствует о факторе риска возникновения практогностической, вербальной, графической дискалькулии.
Неумение оперировать математическими знаками является фактором риска возникновения операциональной, дислексической и графической дискалькулии.
Непонимание способов увеличения или уменьшения чисел говорит о существовании фактора риска возникновения операциональной дискалькулии.
Непонимание состава числа из двух цифр, незнание цифр в старшем дошкольном возрасте, непонимание местонахождения числа среди других натуральных чисел, неумение назвать последующее или предыдущее число является фактором риска возникновения графической, дислексической и операциональной дискалькулии.
Лечение дискалькулии
Лечение дискалькулии включает комплексные медико-педагогические мероприятия. Это - совместная работа логопеда, психолога, невролога и др. специалистов. Предполагается проведение развивающих занятий, медикаментозной терапии (ряд препаратов, например, глицин, когитум, витамины группы В, кортексин применяются для улучшения мозгового кровообращения).
Рекомендации родителям для профилактики дискалькулии
Неспособность к счету сопровождается слабой способностью к обучению. Как следствие, такой человек не способен овладеть какой-либо профессией, испытывает затруднения в жизни. Поэтому родителям важно вовремя распознать нарушение, а также проводить с детьми профилактические занятия, особенно, это касается детей из группы риска.
Для профилактики дискалькулии взрослому необходимо как можно чаще производить счетную деятельность в присутствии ребенка. Важно просить ребенка проговаривать названия чисел и действия, размер, цвет и форму геометрических фигур (предметов). При этом важно контролировать правильность использования тех или иных слов, в мягкой форме исправлять ошибки. Чаще задавать ребенку вопросы типа: «Чего больше (меньше)?» используя подручные предметы (пуговицы, карандаши и т.д), осознанно использовать в речи слова "больше", "меньше", "поровну".
Развивать словарный запас ребенка, вводя в его лексический оборот слова много - мало, один – ни одного – по одному; поровну, меньше – больше; сколько, столько же. Сочинять сказки с математическим содержанием. Обращать внимание ребенку на пространственное расположение предметов, использовать чаще слова "слева","справа","над","под" и т.п.
Учить образовывать множественное число существительных (стол – столы); согласовывать числительное с существительным (один стол, два стола); согласовывать прилагательное с существительным в единственном и множественном числе (белый стол - белые столы).
Учить с детьми считалки.
Учить сравнивать предметы по размеру и выражать результат сравнения словами.
Распознавать и называть геометрические фигуры ( квадрат, круг, треугольник ). Учить детей узнавать в предметах форму геометрических фигур (дом это прямоугольник, луна - круг и т.д.)
Развивать мелкую моторику рук.
Учить ребенка ориентироваться в пространстве (левее, правее, выше, ниже, над, под ). Полезно рисовать на бумаге в клетку под диктовку (графический диктант). Пример.
Учить ребенка использовать и называть цифры от 0 до 10, математические знаки (+), (-).
Обучать ребенка математической терминологии, играть в разные математические и логические игры для детей. Например:
- «Найди предмет по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета).
- «Назови лишнее слово».
- «Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами). Можно разложить на столе фигурки, попросить ребенка отвернуться и переставить фигурки.
- «Чем похожи, чем различаются две фигуры».
- Раскладывание и называние предметов в порядке возрастания или убывания по длине, ширине, толщине и высоте.
- «Назови соседей числа».
- «Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке».
- «Повтори цифры в обратном порядке».
- «Назови пропущенное число среди названных (написанных) чисел».
- «Найди цифру среди других графических знаков (букв)».
- «Найди неправильно написанную цифру».
- «Сравни цифры».
- «Раскрась определенное число предметов».
- «Запомни и нарисуй»,
- «Назови, что где находится» (на картинке, в комнате).
- «Нарисуй нужное количество геометрических фигур».
- «Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру».
- Различение правильно написанных цифр при зеркальном расположении элементов.
- Сортировка объектов по разным критериям и др.
Вы можете найти много развивающих игр в литературе и интернете. Например.
Игра "Волшебные цифры" Вам понадобится плотный картон, цветная бумага и резинка.
1. Сделайте игровое поле как показано на рисунке. На поле закреплена резинка и нанесен рисунок восьмерки.
Сделайте из картона семь двусторонних разноцветных палочек. С одной стороны палочки имеют цвета радуги, с другой – любой другой цвет.
Предложите ребенку составлять цифры от 0 до 9, вкладывая части цифр (палочки) под резинку.
Игра развивает мелкую моторику рук, внимание, память, умение сравнивать, анализировать, проводить тактильный и оптический анализ цифр, помогает в освоении количественного счета, моторного образа цифр, пространственных отношений. Цифры можно выкладывать из спичек, фасолинок и других мелких предметов.
Для профилактики графической дискалькулии важно развивать зрительную память ребенка и способность распознавать и оперировать зрительными образами. Важное значение имеет мелкая моторика и координация движений, умение на основе зрительной информации просчитать движения рук, например, оценить расстояние до предмета, успеть схватить движущийся объект.
Зоя Павлова
Спасибо большое за прекрасную и очень полезную статью,мне она очень помогла разобраться с этой проблемой!