Дислексия - это частичная неспособность ребенка к освоению навыка чтения. Дислексия часто сочетается с дисграфией - сложностями в овладении письмом.
Причины нарушения обучения чтению до конца не изучены. Их происхождение связывают с осложнениями во время беременности матери, с влиянием различных вредных факторов, недоношенностью, малым весом тела при рождении и др. Исследования показали, что при дислексии имеются нарушения в процессах восприятия и обработки звуков речи, недостаточная точность обработки фонологической информации. Существует гипотеза «двойного дефицита», согласно которой дислексия является результатом нарушения быстрого поиска и извлечения слов из долговременной памяти. За буквенно-звуковой анализ и декодирование отвечает левая теменно-височная область головного мозга, а за быстрое автоматизированное распознавание читаемых слов (навык автоматизации) отвечает левая затылочно-височная область. Недоразвитие этих областей мозга или их несогласованная работа может вызывать дислексию. Некоторые авторы, изучающие нарушения чтения у детей, отмечают наследственную предрасположенность при дислексиях. Иногда причиной проблем с освоением навыков чтения могут и педагогические ошибки, например, ребенка-левшу заставляют писать правой рукой.
Дислексия и дисграфия могут быть долговременными и даже пожизненными.
Симптомы дислексии. Дислексия проявляется нарушением в точности и скорости распознавания слов при чтении, письма под диктовку, звуко-буквенного анализа слов. В устной речи дети с дислексией избегают сложных фраз. Они часто неправильно произносят буквы, допускают ошибки в согласовании падежей, их словарный запас беден. При чтении ребенок перескакивает с одной строки на другую, пропускает гласные и согласные, путает похожие звуки (х-ж, з-в, п-н), искажает звучание слов, одни слова заменяет другими. В результате ребенок часто не понимает смысла прочитанного текста. В тяжелых случаях ребенок не может читать даже группы из двух-трех букв. Чтение тогда будет носить угадывающий характер.
Оказывается Ганс Христиан Андерсен, Агата Кристи, Уолт Дисней, Леонардо да Винчи, Уинстон Черчиль и многие другие знаменитости тоже были дислектиками! Та же самая умственная дисфункция, которая является причиной проблем с чтением, может также быть причиной гениальности!
Важно знать, что наличие проблем с чтением не свидетельствует об умственной отсталости и не является следствием психического заболевания.
Выделяют акустическую, оптическую и моторную дислексию.
Акустическая дислексия связана с недостаточным развитием слухового восприятия звуков. Дети с трудом соединяют буквы в слоги и слова, так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы.
При оптической дислексии нарушено зрительное восприятие букв. Cвязь между зрительным образом и звуком не образуется, поэтому наблюдается смешение букв, сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении.
Моторная дислексия - нарушение процесса чтения в результате незрелости взаимосвязи зрительного, слухового и двигательного анализаторов. При чтении дети пропускают строки или отдельные слова в строке; не могут точно воспроизвести артикуляционные движения.
Выраженность проявлений дислексии можно уменьшить. Прогноз определяется ранней диагностикой и активным комплексным лечением, которое необходимо проводиться систематически на протяжении длительного времени. Немедикаментозное лечение направлено на тренировку когнитивных функций и формирование компенсаторных механизмов на основе хорошо развитых навыков и функций. Несмотря на то, что у многих детей с дислексией имеется недостаточность фонологического декодирования, некоторые их них способны освоить эти навыки чтения в процессе упорного и систематического обучения.
Родителям важно распознать дислексию вовремя. К сожалению, данное расстройство часто выявляется тогда, когда нарушения уже приобретают стойкий характер, а у ребенка возникает стойкое отвращение к чтению, возникают трудности с адаптацией в коллективе, формируется заниженная самооценка, появляется тревожность и т.д.
Часто родители думают, что если в начальных классах дети не отстают от своих сверстников, то они могут уверенно исключить у них дислексию. Но это не так. Многие дети просто скрывают, как трудно им дается чтение. Но в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты, проблемы становятся очевидными.
Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не надо ждать. Следует как можно быстрее обратиться к педиатру, логопеду. Существуют специальные программы, позволяющие проводить коррекционную работу c детьми с дислексией. Полезно ползание ребенка разными способами на животе и четвереньках, лепка из пластилина (Метод Дейвиса), вырезание из бумаги, отгадывание предметов на ощупь и др.
Детям с дислексией следует посещать спортивные секции и кружки. Сократить время пребывания перед телевизором и компьютером. Так же полезны:
Существует и медикаментозное стимулирование работы мозга (ноотропные препараты), но это следует делать только под наблюдением врача (педиатр, невролог).
Больше информации о дислексии и методах ее коррекции Вы можете узнать из книги Рональда Д. Дейвиса "Дислексия". Скачать книгу.
Зоя Павлова
КOММЕНТАРИИ: 1
Администрация сайта med39.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!
Спасибо большое за прекрасную и очень полезную статью,мне она очень помогла разобраться с этой проблемой!