Что такое прикорм?
Под прикормом подразумеваются все продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, дополняющие рацион пищевыми веществами, необходимыми для обеспечения дальнейшего роста и развития ребенка.
Расширение рациона питания ребенка вызвано необходимостью дополнительного введения пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком или детской молочной смесью становится недостаточным. Ребенок начинает испытывать потребность в широком комплексе минеральных веществ (железо, цинк, кальций и др.) и витаминов, других нутриентах (белке, углеводах, пищевых волокнах и др.), а также поступлении дополнительного количества энергии, необходимых для его дальнейшего роста и развития. Кроме того, своевременное введение прикорма способствует формированию жевательного аппарата и адекватных вкусовых привычек.
Когда вводить прикорм ребенку?
В последнее время в нашей стране активно дискутируются вопросы, связанные со сроками введения прикорма, особенно при естественном вскармливании. Согласно Резолюции Всемирной Ассамблеи Здравоохранения № 54.2 от 18 мая 2002 г. и № 59.13 от 4 мая 2006 г. детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его до 6-ти месяцев и, следовательно, вводить прикорм с этого возраста. Отечественные ученые считают, что это возможно только в отношении здоровых детей, родившихся с нормальной массой тела (без гипотрофии или задержки внутриутробного развития) при полноценном питании матери с использованием специализированных обогащенных продуктов или комплексных витаминно-минеральных препаратов. В этом случае первым видом прикорма должны быть не традиционно используемые в России в настоящее время фруктовые соки и пюре, а продукты с высокой энергетической плотностью — каши промышленного производства, обогащенные всеми необходимыми ребенку в этом возрасте минеральными веществами и витаминами.
До настоящего времени в Российской Федерации действует схема введения прикорма, утвержденная Минздравом РФ в 1999 г., приведенная в Методических указания №225 «Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни». Проведенные научные исследования и накопившийся опыт позволяют предложить внесение некоторых корректив и дополнений в указанную схему. Установлено, что минимальный возраст, при котором возможно введение первых продуктов прикорма — 4 месяца. Ранее этого срока ребенок еще не готов к усвоению иной пищи, чем женское молоко или детская молочная смесь.
К 4-ем месяцам гастроинтестинальный тракт ребенка становится более зрелым: снижается изначально повышенная проницаемость слизистой оболочки тонкой кишки, созревает ряд пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета, ребенок приобретает способность проглатывать полужидкую и более густую пищу, связанную с угасанием «рефлекса выталкивания ложки».
В то же время поздний прикорм (после 6 мес) может вызвать выраженный дефицит микронутриентов (железа, цинка и др.) и необходимость быстрого введения большого ряда продуктов, что приводит к повышенной антигенной нагрузке, а также к задержке формирования навыков жевания и глотания густой пищи. Поэтому введение прикорма детям можно проводить в возрасте 4–6 месяцев.
Таким образом, нет четкого графика для всех детей. Cроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, c учетом особенностей развития пищеварительной системы, органов выделения, уровня обмена веществ, а также степенью развития и особенностями функционирования центральной нервной системы, то есть, его готовности к восприятию новой пищи.
Признаки готовности ребенка к прикорму
1. Наличие пищевого интереса: появился интерес к еде взрослых.
2. Увеличилась частота прикладываний к груди, не связанная с болезнью или прорезыванием зубов.
3. Вес ребенка удвоился с момента рождения.
4. Рефлекс выталкивания ложки начал уменьшаться.
5. Развитие координации: ребенок тянет ручки ко рту, может попасть ручкой в рот.
6. Ребенок может удерживать тело в вертикальном положении самостоятельно или при небольшой помощи (например, у мамы на руках) и держать прямо голову.
Как начать вводить прикорм?
Здесь тоже нет строгих правил. Но есть некоторые общепринятые рекомендации.
1. Начинать лучше утром, чтобы проследить за возможной реакцией со стороны кожи и ЖКТ.
2. У ребенка должно быть хорошее настроение, он не должен быть сонным или капризным.
3. Не начинайте прикорм со сладкого фруктового пюре. Это ошибка многих родителей. После сладких пюре ребёнок не хочет есть овощное или мясное пюре.
4. Следите за своим настроением и мимикой: дети легко считывают ваше недовольство. Разговаривайте ласковым голосом и улыбайтесь.
5. Перед тем как дать еду ребенку, попробуйте её сами, покажите ему какая она вкусная. Возьмите малыша за общий стол.
6. Ждите у ребенка пищевого интереса, не пытайтесь втолкнуть ложечку силой. Не торопите события, умейте наблюдать.
7. Если ребёнку не понравилась еда, не расстраивайтесь. Некоторым детям нужно предложить еду до 8-10 раз! Это нормально.
8. Каждое новое блюдо начинайте с 1/2 чайной ложечки. Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья малыша.
Примерная схема введения прикорма детям первого года жизни представлена в таблице.
Последовательность введения продуктов
Последовательность введения отдельных продуктов и блюд прикорма зависит от состояния здоровья, нутритивного статуса ребенка и функционального состояния его пищеварительной системы. Так, детям со сниженной массой тела, учащенным стулом в качестве первого основного прикорма целесообразно назначать каши промышленного производства, обогащенные железом, кальцием, цинком, йодом, при паратрофии и запорах — овощное пюре.
В питании ребёнка можно использовать продукты и блюда прикорма, промышленного производства, которые изготавливают из высококачественного сырья, соответствуют строгим гигиеническим требованиям к показателям безопасности, имеют гарантированный химический состав, в том числе витаминный, независимо от сезона, необходимую степень измельчения.
Характеристика продуктов прикорма
Зерновой прикорм (каша) — один из основных источников углеводов, растительных белков и жиров, пищевых волокон, железа, селена, витаминов В1, В2, РР и др. Прикорм на основе злаков следует начинать с безглютеновых круп (рисовой, гречневой, позднее кукурузной). До года каши не должны содержать цельного молока. Хорошо разводить каши грудным молоком. В дальнейшем могут использоваться глютенсодержащие каши (овсяная, ячневая, пшеничная, манная) и каши из смеси круп.
Овощное пюре — источник органических кислот, калия, железа и пищевых волокон, включая пектины. Отдельные виды овощей (морковь, тыква, шпинат и др.) богаты Bетта-каротином, предшественником витамина А. Вначале овощное пюре должно состоять из одного вида овощей, обладающих нежной клетчаткой, например, кабачков. Далее целесообразно использовать комбинацию из 3–4 овощей.
Цельное коровье молоко может использоваться в питании детей только после 1 года.

Почему маленьким детям не следует давать коровье молоко?
Еще не так давно прикорм ребенка начинался с жидкой 5% манной каши, которая готовилась на молоке. Сегодня существует иной взгляд на молочный прикорм. >>> дальше
Творог и яичный желток — ценные источники животного белка и жира, минеральных веществ (кальция), а также витамина В2.
Мясо содержит полноценный животный белок, количество которого в говядине, нежирной свинине, мясе кролика, кур, цыплят, индейки, конины доходит до 20–21%. Мясо содержит хорошо усвояемое гемовое железо, магний, цинк, а также витамины В1, В2, В6 В12. Мясное пюре в рацион рекомендуется вводить детям старше 6 мес.
Рыба — полноценный источник белка и жира, содержащего большое количество полиненасыщенных жирных кислот в том числе класса омега-3, а также витаминов В2, В12, минеральных веществ. Рыбу вводят в питание детей с 8–9 мес. с осторожностью, учитывая индивидуальную переносимость. Её используют 1–2 раза в неделю вместо мясного блюда.
Соки содержат природные сахара (глюкозу, фруктозу, сахарозу), органические кислоты (яблочную, лимонную и др.), положительно влияющие на процессы пищеварения. Они богаты калием (до 150 мг/100 мл и содержат железо (до 2 мг/100 мл). В соки промышленного производства могут быть добавлены витамин С, лимонная кислота, отдельные минеральные вещества, натуральные фруктовые ароматизаторы. Первым рекомендуют назначать яблочный или грушевый соки, которые традиционны для россиян и реже вызывают аллергические реакции.
Фруктовые пюре сходны по составу и пищевой ценности с фруктовыми соками, особенно с мякотью. В тоже время они содержат сахара, органические кислоты и пищевые волокна в большем количестве, чем соки.
Кисломолочные продукты детского питания (детский кефир, бификефир, йогурты «Агуша», «Тёма» и др.) в рацион ребёнка можно вводить не ранее 8-месячного возраста в количестве не более 200 мл в сутки.
Вода входит в состав всех пищевых продуктов, большое количество воды (около 85%) содержится в грудном молоке и детских молочных смесях. С «твёрдой» пищей (хлеб, каша, пюре и др.) ребёнок получает 30% воды. В настоящее время, как для питья, так и для приготовления смесей и блюд прикорма следует использовать специальную бутилированную воду для детского питания, поскольку она безопасна в бактериологическом отношении, не содержит вредных химических и радиоактивных веществ, обладает хорошими органолептическими свойствами, не требует кипячения, имеет низкую минерализацию.
Детские травяные чаи промышленного производства представляют собой сухие порошки и гранулы, содержащие экстракты лекарственных трав, растений, плодов (ромашка, укроп, фенхель, мелисса, мята, анис, черника, шиповник, брусника, малина и др.). В некоторые травяные чаи для улучшения вкусовых качеств введены фруктовые или ягодные добавки (смородина, малина, апельсин, шиповник, яблоки и др.). В состав травяных чаёв могут входить сахар, глюкоза, фруктоза, декстринмальтоза, витамины.
При назначении прикорма следует придерживаться следующих правил:
• введение каждого нового продукта начинают с небольшого количества (буквально на кончике чайной ложечки), постепенно (за 5–7 дней) увеличивают до необходимого объёма; при этом внимательно наблюдают за переносимостью продукта;
• новый продукт (блюдо) следует давать в первой половине дня для того, чтобы отметить возможную реакцию на его введение;
• каши, фруктовые и овощные соки и пюре начинают вводить с монокомпонентных продуктов, постепенно вводя другие продукты данной группы;
• прикорм дают с ложечки, до кормления грудью или детской молочной смесью;
• новые продукты не вводят, если ребёнок болен и в период проведения профилактических прививок.
Представляет большой интерес современная точка зрения на формирование вкусовых привычек. Доказано, что пренатальный и ранний постнатальный вкусовой и обонятельный опыт влияют на пищевые привычки в детском и взрослом возрасте. Поэтому беременным женщинам и кормящим матерям следует рекомендовать употреблять те продукты, которые она хотела бы предложить своему ребенку позже.
Для сохранения лактации, в период введения продуктов и блюд прикорма необходимо после каждого кормления прикладывать ребенка к груди.
Литература
Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации, Москва 2010