В открытом космосе, или адаптация к детскому саду

Татьяна Смирнова

- Нет, у нас пока адаптации нет. Моя в сад сама бежит, встает раньше меня, а потом уходить не хочет. Я прихожу, зову ее, а она меня не слышит, пытаюсь увести - начинает плакать.

- Повезло вам, а вот мы по утрам плачем, у нас адаптация.

- Ой, а у моей старшей адаптация началась только через год, уже в средней группе.

- Неужели и такое бывает?

Такой разговор можно услышать у каждого детского сада. Про адаптацию знают все. Но не все понимают, что это такое.

Что же это такое?

Само слово происходит от латинского adaptatio, что означает приспособление. Адаптация - это процесс приспособления организма к новым условиям. Есть новые условия - значит, обязательно должна быть и адаптация. Даже если её на первый взгляд не видно.

Адаптация - это не хорошо и не плохо, это нормально, новые условия - всегда стресс. В незнакомой ситуации детского сада ребёнок переживает новые эмоции, учится расставанию с мамой, привыкает к новому распорядку дня и новым людям, к новой пище и новому месту, к новой микрофлоре. Можно это сравнить с ощущениями космонавта, впервые вышедшего в открытый космос. Адаптация затрагивает весь организм: от желудочно-кишечного тракта до иммунной системы.

Но переживать стресс можно по-разному. Конструктивно - осваивая новые условия, или деструктивно - разрушая самого себя. Если родители понимают, что происходит с ребёнком, и помогают ему, как правило, привыкание к саду проходит гораздо легче.

Сроки и этапы

Период привыкания в среднем длится от двух до четырёх месяцев. Иногда, если ребёнок привыкает к саду трудно, этот процесс может затянуться до 6-8 месяцев.

Первый этап - ориентировочный. Ребёнок попал в новую ситуацию, и что в ней делать, совершенно не понятно. Одни дети плачут, другие увлечены новыми игрушками и, кажется, не замечают перемен.

Потом эффект новизны проходит, ребёнок уже устал от ежедневной необходимости рано вставать и идти куда-то, от разлуки с мамой. Появляются слёзы по утрам и истерики вечером. Ребёнок может потерять в весе или даже заболеть. Этот период занимает около двух недель в случае лёгкой адаптации, месяц-полтора - в случае средней, в тяжёлых случаях затягивается надолго.

Следующий этап привыкания уже не такой яркий, кажется, что уже всё закончилось. Но это не так. Даже если ребёнок не плачет по утрам, ест, спит и активно играет, адаптация ещё продолжается. Просто малыш уже начал справляться со стрессом. На этом этапе его ни в коем случае нельзя перегружать, иначе может произойти срыв, что, скорее всего, обернётся болезнью ребенка.

В ряде детских садов, особенно в ясельных группах, практикуется так называемая «мягкая адаптация». Сначала дети ходят туда на пару часов, потом до обеда, через месяц начинают оставаться на тихий час, а на полный день остаются только через полтора-два месяца. Это часто вызывает недовольство родителей: дескать, воспитатели не хотят работать, вот и требуют под предлогом адаптации забирать детей так рано. А ведь ребёнок уже не плачет и вполне мог бы через две недели ходить в детский садик на весь день.

Конечно, мог бы. Но это и была бы та самая перегрузка, которая вылилась бы в постоянные болезни ребенка. Поэтому очень важно понимать, что мягкая адаптация - это забота именно о ребёнке. Лёгкая, тяжёлая и средней тяжести

Итак, мы уже выяснили, что адаптация - это стресс от новых условий и приспособление к этим новым условиям. Соответственно, если признаки стресса выражены не сильно, в большинстве случаев ребёнок способен самостоятельно справиться с ними, новая деятельность осваивается успешно и в указанные сроки, значит, адаптация лёгкая. Если же признаки стресса налицо или ребёнок не справляется с ними, а процесс затягивается, то это адаптация средней тяжести. Если всё тяжело, долго и мучительно, то мы имеем дело с тяжёлой адаптацией, и тут уже нужна помощь специалистов: психологов и педиатров.

Что такое признаки стресса?

Во-первых, это любые физиологические нарушения: от нарушения сна, отказа от еды и игнорирования горшка до проявлений вроде нервного тика, требующих срочного вмешательства специалистов. Снижение аппетита, ухудшение сна, даже потеря веса - это всё допустимо, если выражено незначительно и не затягивается надолго. Однако если ребенок вообще перестаёт есть, спать, мучается запорами, на нервной почве начинается рвота и понос, то это уже та самая тяжёлая адаптация, которую нельзя пускать на самотёк.

Во-вторых, меняется поведение ребёнка. Ребёнок становится более капризным, просится на руки, ноет или проявляет признаки агрессии. Это тоже нормально, так он избавляется от негативных эмоций.

В-третьих, это болезни. Чаще всего в детском саду дети болеют не от чихающих товарищей, а именно от стресса.

То, как будет проходить адаптация, зависит от многого. Конечно, в первую очередь - от здоровья ребёнка. Часто болеющие дети, дети с повышенной возбудимостью, перенёсшие гипоксию в родах или во время беременности матери, будут привыкать к садику сложнее. Кроме того, на процесс адаптации влияют не только индивидуальные особенности ребёнка, но и климат в семье, отношение родителей к саду и воспитателям, а также их (родителей и воспитателей) поведение.

Почему ребёнок плачет

Расставаться с самым дорогим и любимым человеком - мамой - малышу тяжело и сложно. Своё расстройство происходящим и тревогу перед предстоящей разлукой он будет выражать слезами. Ребёнок плачет не потому, что ему плохо в саду, и не потому, что хочет манипулировать вами, а только потому, что он ещё не умеет сказать другим способом «мне грустно расставаться с тобой» или «я волнуюсь, я ещё не привык». Эти слёзы не страшны: ребёнок получает новый, необходимый жизненный опыт, учится действовать в новых условиях, что естественно для процесса адаптации. Обычно, как только процедура прощания заканчивается, мама уходит, ребёнок успокаивается и отвлекается.

Можно помочь ребёнку, показать, что вы ему сочувствуете, озвучив его переживания: «Тебе грустно, потому что я ухожу, но я скоро приду».

Ни в коем случае нельзя уходить тайком, чтобы малыш не заметил. Это подорвёт его доверие к вам: «От мамы нельзя отвернуться, она может внезапно исчезнуть. Значит, мама может и не появиться?». Такое поведение мамы не даёт малышу возможности приобрести новое умение - расставаться и снова встречаться с близкими людьми.

Плохо, когда ребёнок плачет всё время в течение дня, ещё хуже, когда он не просто плачет, а орёт от ужаса. Плохо, когда малыша в буквальном смысле отрывают от мамы утром. Он боится новых людей? Не уверен, что мама придёт за ним? Чтобы не усугублять такие страхи, ребёнка никогда нельзя просто отдирать от себя и уходить.

Если дело только в боязни новых людей, то часто помогает временное мамино присутствие. В некоторых садах родителям разрешают какое-то время находиться в группе или гулять вместе с детьми на площадке. Если же у ребёнка отсутствует к ним доверие, работать придётся долго и много. И одних слов: «Мама обязательно к тебе придёт», - может быть недостаточно.

Конечно, это неудобно, занятой маме сложно найти столько времени. Но, поверьте, если адаптация малыша к саду будет тяжёлой, то гораздо больше времени уйдёт на справки по уходу за болеющим ребенком.

Как помочь ребенку

Чтобы процесс привыкания прошел максимально мягко, надо:
Подготовиться к саду.

Во-первых, чётко ответьте себе на вопрос: зачем вашему ребёнку дошкольное учебное учреждение. Во-вторых, расскажите ребёнку о том, что такое детский сад: зачем туда ходят, чем там занимаются. Существуют специальные детские книжки, которые могут помочь родителям в этом деле. Можно сходить на день открытых дверей в тот садик, в который пойдёт ваш малыш в будущем. В некоторых садах работают группы игровой поддержки, куда ребёнок может ходить вместе с мамой, на один-два часа поиграть там, а заодно и привыкнуть к воспитателям.

Рассказывать стоит не только о приятных вещах - новых игрушках, интересных занятиях. Надо подсказать, как вести себя в сложной ситуации. Что делать, если захотелось писать на прогулке, если ребёнок испачкался или его обидели. Перед тем, как начать ходить в сад, стоит зайти и заранее познакомить ребёнка с воспитателями. Это поможет преодолеть страх незнакомого.

Излучать позитив.

Ребенок не знает, что его ждёт впереди. Он не знает, как надо относиться ко многим вещам, что хорошо, что плохо. Он смотрит на родителей и считывает отношение к миру с их мыслей, слов, поведения. Если мама отвела ребёнка в сад, а потом проревела полдня от переживаний разлуки с крошкой, ребёнку будет крайне сложно перенести адаптацию. Если папа уверен, что воспитатели в группе невоспитанные, необразованные и занимаются только поборами, ребёнок будет страдать от общения с этими людьми.

Прежде чем отдавать ребёнка в сад, надо разобраться с собой, своими страхами, предрассудками. Надо быть готовыми отпустить от себя ребёнка, доверить его чужим людям. Потом найти то место и тех людей, которых вы внутренне будете принимать (никакие очереди в сад не могут быть оправданием нежелания искать такое место). И после этого каждое утро вести ребёнка в сад с хорошим настроением и улыбкой.

Создавать и поддерживать ритуалы.

Когда ребёнок идёт в детский сад, мир вокруг него стремительно меняется. Ритуалы призваны подчеркнуть стабильность этого мира, уверенность ребёнка в том, что всё под контролем, учат его доверять взрослым. В первую очередь, это касается ритуала прощания. Каждое утро малыш с мамой идут здороваться с нарисованным на стене дельфином, каждое утро мама переобувает ему сандалики, берёт его на руки, говорит, что его любит, потом отводит его в группу, машет рукой и уходит. Мама всегда уходит после того, как помахала рукой. А после того, как ребенок возвращается домой, она снова берет его на руки, и они вместе рассказывают зайке, как прошёл день.

Не говорить гадостей.

«Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду», «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду», «Что ты стоишь, как столб», «Все дети, как дети, а вот наша...». Чтобы волосы встали дыбом, не надо ходить далеко, достаточно зайти в раздевалку детского сада утром или посетить концерт всё в том же детском саду. Взрослые торопятся. Взрослые нервничают. Взрослые хотят, чтобы их ребенок был лучше всех. Поэтому на головы детей сыплется куча гадких слов. Утро превращается в нервотрёпку. Детский праздник становится не детским праздником, а смотром талантов и фотосессией. И не дай бог, ребёнок неуклюже танцевал, забыл слова или вообще весь утренник смотрел, как заворожённый, на связку воздушных шаров. Мамы, папы и бабушки беспощадны.

Конечно, иногда себя сдержать трудно. Но любое ваше злое слово обернётся обидой у ребёнка сейчас и ответной грубостью в ваш адрес потом, лет через 12-15. Тот, кто не умеет безусловно любить и беречь своего ребёнка, обязательно получит бумерангом соответствующее отношение от подростка.

Щадить.

Надо понимать, что ребёнку сложно. Поэтому, если он «копается» по утрам или слишком шумно ведёт себя вечером, он это делает не вам назло, а лишь разгружает свою нервную систему.

Не надо требовать от ребёнка слишком многого. Во время адаптации дети могут забывать писать в горшок, снова начинать писаться ночью. И уж тем более не надо перегружать ребёнка занятиями, кружками и развивалками. Лучше лишний раз просто посидеть в обнимку с ним.

Не перекладывать ответственность.

Иногда мамы говорят: «Попробуем походить в сад, если ребёнку понравится, будем ходить, если не понравится, заберу». Такая установка в большинстве случаев заранее обречена на неудачу. Здесь родители банально перекладывают ответственность за принятие решения с себя на очень маленького ребенка.

Детский сад - не цирк и не карусель, то есть не безусловно приятное место. Сложно подчиняться новым требованиям, сложно учиться общаться с пятнадцатью ровесниками. В детском саду обязательно будет место негативным эмоциям, ведь любой новый жизненный этап всегда связан как с положительными, так и с отрицательными моментами. Даже прощание с мамой - это острое переживание. И если родители вместо того, чтобы помочь ребёнку прожить и пережить это, справиться с новой ситуацией, задают ребёнку немой вопрос: «А тебе нравится? А будешь ли ты ходить в сад?», - они, скорее всего, получат в ответ «Нет!» в виде утренних истерик и дневных слёз.

Конечно, есть несадиковские дети, и любая мама должна хотя бы теоретически рассматривать вариант, что именно её ребенку в этом году окажется не по силам привыкнуть к новому большому обществу, и ребенка придётся хотя бы на время забрать из сада. Но это совсем другое. Здесь ответственность за решение лежит на родителях, они являются ведущими, подсказывают ребёнку, как надо реагировать, как надо вести себя, а не пытаются переложить выбор того, как поступить, на плечи трёхлетнего малыша.

Адаптация к детскому саду - непростой и ответственный этап в жизни ребёнка. И от того, как он будет прожит, зависит очень многое.

bibigosha.ru