На занятиях с детьми я обращаю внимание, что некоторые детки-шестилетки совсем не умеют ловить мяч: ни в прямом броске, ни в отскоке от пола. Или ловят его очень неуклюже, неуверенно. Родители не видят в этом ничего плохого. А зря!
Если говорить с точки зрения возрастных норм, то:
- в 2-3 года ребенок уже должен пытаться поймать мяч, который катится к нему;
- в 3 года ребенок может ударить по мячу ногой, может бросить и поймать большой мяч, держит его двумя руками;
- к 4 годам ребенок отбивает мяч от пола и ловит его обеими руками;
- к 5 годам уже умеет отбивать мяч от пола одной рукой.
Т.е. к шести годам, ребенок уже должен уметь ловить и отбивать мяч. Если этого не происходит, то часто это связано с недостаточным контролем глаз за движением, проблемами с балансом и координацией движений.
Но с другой стороны, мы с вами понимаем, что если ребенок в мяч не играл, то он и не будет уметь с ним обращаться ни в 4 года, ни в 5, ни в 6 лет.
Зачем ребенка учить играть с мячом?
Для развития ребенка очень важна двигательная активность, потому что моторное развитие формирует базу для когнитивного развития. Упражнения с мячом (броски, ловля, перекидывание вокруг тела, отбивание) улучшают зрительно-моторную координацию и крупную моторику. Поэтому играть с ребёнком в мяч надо.
Что если ребенка не удается научить?
Если вам не удаётся научить ребёнка играть в мяч, то стоит задуматеслиок
А если ребенок при этом:
- медленно учится одеваться и самостоятельно есть,
- неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой,
- неловок в выполнении любых целенаправленных действий,
- не может или плохо прыгает,
- плохо катается на велосипеде,
- часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе,
то возможно у вашего ребенка «диспраксия» - неврологическое состояние, проявляющееся нарушением движений при отсутствии параличей или снижения тонуса скелетной мускулатуры. Статистика подтверждает, что от 6 до 20% детей страдают диспраксией, чаще - мальчики.
Причинами диспраксии являются
- поражение мозговых структур, отвечающих за координацию работы опорно-двигательного аппарат,
- осложнения во время родов,
- недоношенность или переношенность,
- продолжительная физиологическая желтуха новорожденных
- другая патология у грудного ребенка.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Хорошая новость в том, что состояние поддаётся коррекции на занятиях с нейропсихологом. Но приступить к коррекции рекомендуется как можно раньше, потому что запущенное состояние может отразиться на других моторных и речевых навыков и негативно сказаться на школьном обучении и качестве жизни ребёнка.
